«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных,
именно к этим светлым прибежищам устремляется дух cмущенный».
Н.К. Рерих

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

III Межрегиональный конкурс для молодежи «Читаем Николая Рериха»

«Читая легенды, молодежь научится мечтать.
Это великое качество, ибо оно наполняет сердце
лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца
 молодежь познает, как различать, где истина». 

Н.К. Рерих

III Межрегиональный конкурс «Читаем Николая Рериха» с Международным участием для школьников, студентов и взрослых проводился в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру» и был посвящен 85-летию Пакта Рериха.

Николай Константинович Рерих вошел в историю как выдающийся гуманист, общественный деятель, художник, ученый, философ, педагог, создатель многих литературных произведений, инициатор Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирные дни.

Н.К. Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс.

Великий русский художник, ученый и философ Н.К. Рерих большое внимание уделял молодежи, он говорил: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодёжью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир, и, когда их можно хвалить, наши сердца наполняются надеждой». 

Организаторами конкурса выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры», Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».

Цель конкурса: привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышение мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха.

Конкурс проводился заочно, в сентябре-октябре 2020 г. осуществлялся прием работ, в ноябре подводились итоги, в декабре выкладывались дипломы участников на сайте http://mir-kultura.ru/.

В конкурсе приняли участие 135 человек: из Минска (респ. Беларусь), Санкт-Петербурга, Петрозаводска (респ. Карелия), Канска (Красноярский край) из городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Усолья, Черемхово, Тулуна, Нижнеудинска, Слюдянки, Байкальска.  

На конкурс было представлено 96 индивидуальных и групповых работ в разных номинациях. Возраст участников не ограничен. Победители определялись по возрастным категориям: младшая группа (7-11 лет), средняя группа (12-15 лет), старшая группа (16-19 лет), взрослые и дети.

Участниками первой номинации были представлены мини-фильмы по книге, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях. Победителем младшей группы стала учащаяся 42 школы г. Иркутска – Мария Подоляк, руководитель - Нина Ивановна Юрьева.

 Мария Подоляк
руководитель - Нина Ивановна Юрьева

Некоторые ребята старшей возрастной группы сделали к мини-фильмам свои иллюстрации, победителем в данной группе стал студент Петрозаводского автотранспортного техникума из Карелии – Олег Белов, создавший иллюстрации и анимированный ролик по произведению Н.К. Рериха «Страхи», руководитель - Ирина Владимировна Раппана.

 
Олег Белов 
Н.К. Рерих «Страхи»
руководитель - Ирина Владимировна Раппана

Во второй номинации были представлены презентации, с цитатами, иллюстрациями, фотографиями. Победителями в категории «Взрослые и дети» стали педагог и учащаяся школы № 42 г. Иркутска – Александра и Евгения Георгиевна Арсентьевы.   

 
Александра и Евгения Георгиевна Арсентьевы 

Более 70 видеороликов с чтением произведений Н.К. Рериха было представлено в третьей номинации в разных возрастных группах. Участники учили произведения Н.К. Рериха наизусть, вживались и старались прочувствовать смысл сказанного.

Победителем в младшей группе стала учащаяся школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга - Юлия Дашкевич, рассказавшая словами Н.К. Рериха о славе земли русской – о ее героях, руководитель – Татьяна Николаевна Кочеткова. Познакомившись с произведениями Николая Константиновича Рериха, Юлия выполнила рисунок, изобразив одного из перечисленных автором героев - Александра Невского.

 
Юлия Дашкевич
руководитель – Татьяна Николаевна Кочеткова

Победителями в средней группе стали:

Учащаяся гимназии № 33 г. Минска Кира Евлаш, руководитель - Евгения Ивановна Тамбулатова. Кира с вдохновением прочитала стихотворение Н.К. Рериха «Нам».  В аннотации к работе Кира привела слова одного из американских критиков, который писал, что «поэзия Рериха пробуждает духовный огонь в сердце… Это действительно «письмена», запечатлевшие глубочайшие истины в образах-символах. В них запечатлены глубочайшие истины, тому, кто прочтет их вдумчиво и внимательно, искренне стараясь вникнуть в смысл, они откроют целый мир мудрости, красоты, любви и мужества».

 
Кира Евлаш
Н.К. Рерих
«Нам»
руководитель - Евгения Ивановна Тамбулатова

Учащиеся образцовой театральной студии «Зеркало» центра детского творчества  «Октябрьский» г. Иркутска - Святослава Першина и Руслан Першин с вдохновением рассказали произведение Н.К. Рериха «Миф Атлантиды», руководитель – Каролина Викторовна Полесье.

 
Святослава Першина и Руслан Першин
Н.К. Рерих «Миф Атлантиды»

руководитель – Каролина Викторовна Полесье

В старшей группе были выявлены следующие победители, получившие Гран-при:

Учащаяся образцовой театральной студии «Зеркало» центра детского творчества  «Октябрьский» г. Иркутска - Олеся Татарникова, руководитель – Каролина Викторовна Полесье. Олесю заинтересовало произведение Н.К. Рериха «Судьба». «Что такое судьба? Почему у одних жизнь складывается счастливее, чем у других? Много вопросов...» - об этом размышляет она в своей работе.

 
Олеся Татарникова
Н.К. Рерих «Судьба»
руководитель – Каролина Викторовна Полесье

Учащаяся школы № 5 г. Черемхово - Кристина Ульянова, руководитель - Альбина Галиакбаровна Ахметсафина. Ульяна вдохновенно читает наизусть произведение Н.К. Рериха «Крылья победы» и посвящает данное выступление 75-летию Великой победе в ВОВ.

 
Кристина Ульянова
Н.К. Рериха «Крылья победы»
руководитель - Альбина Галиакбаровна Ахметсафина

В старшей группе, победителями, занявшими 1 место стали студенты Иркутского регионального колледжа педагогического образования: Александра Груздева, Сергей Дидарчук, руководитель - Лариса Викторовна Максимова. Ребята с воодушевлением читали произведения Н.К. Рериха: «Миф Атлантиды», «Свечи горели».

 
Александра Груздева
Н.К. Рерих: «Миф Атлантиды»
руководитель - Лариса Викторовна Максимова
 
 Сергей Дидарчук
Н.К. Рерих: «Свечи горели»
руководитель - Лариса Викторовна Максимова

Победителем в старшей группе стал и Кирилл Макаров, учащийся школы № 19 г. Тулуна, руководитель - Тамара Александровна Ислентьева. Кирилл выбрал  стихотворение Н.К. Рериха «На последних вратах». Кирилл так отзывается о поэзии Н.К. Рериха: «Стихи этого поэта настолько своеобразны, что их можно считать уникальным явлением не только русской, но, пожалуй, и мировой поэзии».

 
Кирилл Макаров
Н.К. Рериха «На последних вратах»
руководитель - Тамара Александровна Ислентьева

В категории «Взрослые и дети» победителями стали учащиеся театральной студии «Актер» средней школы № 218 г. Минска, руководитель - Елена Викторовна Вовненко. Ребята рассказали легенду Н.К. Рериха «Прекрасное», которая учит растить в себе творческие, чистые, смелые мысли. Рассказ-ролик рекомендуется для всех возрастных категорий.

 
Учащиеся театральной студии «Актер» средней школы № 218 г. Минска
Н.К. Рериха «Прекрасное»
руководитель - Елена Викторовна Вовненко

Четвертая номинация «Читайте Николая Рериха! Анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению» оказалась самой сложной для участников. Бесспорным победителем в ней стал учащийся школы № 37 им. А.М. Королькова из г. Ангарска - Антипин Матвей, руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна. Матвею удалось погрузиться в тему и прочувствовать творчество Н.К. Рериха. Он не только высказывает свое мнение по поводу некоторых произведений Н.К. Рериха и рекомендует их к прочтению, но и разрабатывает для одноклассников интерактивный тест. В аннотации к работе Матвей пишет: «Прикасаясь к литературному наследию Николая Рериха испытываешь особые чувства. С первых строк читатель погружается в мир образов, цитаты Рериха тревожат сердце и разум. Я предлагаю ребятам не только анонс интересных произведений, но и интерактивный квест, созданный по данному тексту. Пытаясь выбраться из комнаты, ребята, разгадывая головоломки,  обращаются к информации анонса. Интерактивная игра нашла отклик в моём классе, ребятам стали интересны и другие произведения Николая Рериха,  жаль, что в школьной библиотеке таких книг нет».

 
Антипин Матвей
руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна

Победителями в пятой номинации «Театральная постановка по произведению Николая Рериха» стали воспитанники детского сада № 172 «Радуга» г. Иркутска. Под руководством Людмилы Ивановны Марченко, с помощью родителей, дети инсценировали произведение Н.К. Рериха «Детская сказка».

 
 Воспитанники детского сада № 172 «Радуга» г. Иркутска
руководитель - Людмила Ивановна Марченко

В современной России в некоторых издательствах выходят сборники статей и произведений, не принадлежащих перу Н.К. Рериха, но на обложке книг стоит имя: Н.К. Рерих. Делается ли это намеренно или случайно, мы не знаем. И если участники конкурса использовали такие книги, то их вины не было в этом. Поэтому оргкомитетом было принято решение добавить номинацию «Читаем мудрость Востока» вне конкурса и специальным призом отметить 2 работы.

Это работа учащегося школы № 37 им. А.М. Королькова из г. Ангарска - Никиты Пакелькина, руководители - Ольга Ивановна Овчинникова, Мария Александровна Меерович. Никиту вдохновили священные горы Н.К. Рериха, с вдохновением он рассказал легенду о сотворении гор. В аннотации к работе Никита пишет: «Кто для меня Н. Рерих? Он для меня как Эверест – далекий, высокий, сверкающий, как звезда, манящая в небе. Это особая философия, живущая в моем сердце. Легенда о сотворении гор подсказала мне тему творчества. Вместе с мамой мы создали свою серию зовущих гор».

 
 Никита Пакелькин
руководители - Ольга Ивановна Овчинникова, Мария Александровна Меерович

А также работа студентки Иркутского регионального колледжа педагогического образования - Ольги Бердниковой, руководитель - Лариса Викторовна Максимова. Ольга прочувствовала и с пониманием и воодушевлением рассказала легенду о зарождении космической мысли, о голосе безмолвия…

 
Ольга Бердникова
руководитель - Лариса Викторовна Максимова

Участники выбрали такие животрепещущие произведения Николая Рериха, которые актуальны и в наши дни. В результате создается интересный видеоматериал, который можно использовать при проведении занятий, встреч, литературных гостиных, родительских собраний и т.д.

Участие в подобных конкурсах приносят радость и участникам и их руководителям, вот некоторые отзывы: «Ребята, родители и учителя сердечно благодарят организаторов за созданные условия для проявления творчества! Рады возможности познавать новое и достигать поставленных целей! Вы даете нашим детям возможность расширять пространство познавательного поиска, осваивать тропинки истины».

Благодарим всех участников и педагогов за проявленное творчество, вдохновение, стремление к познанию!

До новых встреч, друзья!

Новости фестиваля

Поиск