«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных,
именно к этим светлым прибежищам устремляется дух cмущенный».
Н.К. Рерих

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

IX Байкальские Педагогические Чтения «Стремление к прекрасному – путь Эволюции»

От красивых образов мы перейдём к красивым
мыслям, От красивых мыслей – к красивой жизни
и от красивой жизни – к абсолютной красоте.
Платон

Приглашаем принять участие в IX Байкальских Педагогических Чтениях «Стремление к прекрасному – путь Эволюции», посвященных 85-летию принятия Пакта Рериха, которые будут проходить в Культурно-выставочном центре им. Н.К. Рериха на Байкале с 23 по 26 июля 2020 года.
Проблема красоты в современном мире становится все более актуальной. В век научно-технического прогресса она утратила свое высокое предназначение и часто понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Современная техногенная цивилизация опережает духовное развитие человека, а это ведёт к различным катастрофам.
Именно педагогу принадлежит важная миссия вложить в сознание ребенка любовь ко всему прекрасному. Важную роль в этом процессе играет понимание красоты – умение видеть, чувствовать и творить красоту. «Красота спасет мир!» - говорил Ф.М. Достоевский. «Осознание красоты спасет мир!» - уточнил Н.К. Рерих. Следовательно, мир спасёт красота возвышенная и утверждённая в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков.
Что же такое красота? Академик Л.В. Шапошникова писала: «Определить это сложное космическое явление одной – двумя фразами невозможно. Красота многолика, всепроникающа, она – движущая сила нашей эволюции, ее ведущее начало. ... К этому можно добавить: «Мир преобразится красотой». Ибо в этом преображении и есть его спасение, залог его дальнейшего продвижения…».
Н.К. Рерих считал, что выходом из создавшейся кризисной ситуации является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и, прежде всего, понимания значения красоты. «Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания» - писал он.
Для защиты материальных и не материальных культурных ценностей в преддверии второй мировой войны Н.К. Рерих инициировал принятие Пакта охранения культуры 21 страной Северной и Южной Америки. Документ был подписан 15 апреля 1935 г. В послевоенное время Пакт Рериха положили в основу международного культуроохранительного законодательства, в первую очередь Гаагской конвенции о защите культурных ценностей (1954 г.).
Пакт Рериха ставит под защиту наиболее широкий круг ценностей культуры, включая в это понятие: исторические памятники, музеи, художественные и культурные учреждения; объекты, используемые для науки (научные учреждения); объекты, используемые для образования (образовательные учреждения). Важно отметить, что Пакт защищает движимые и недвижимые ценности культуры.
Предложенный Н.К. Рерихом специальный охранный флаг Знамя Мира, объявляющий объектами неприкосновенности сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Это Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения (единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: синтез искусства, науки и философии в круге общечеловеческой Культуры).
Чтения проходят в рамках Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру». Фестиваль направлен на развитие межкультурного диалога и призван объединить усилия людей искусства и науки в утверждении мира на нашей планете через Культуру. Подробную информацию о фестивале смотрите на сайте mir-kultura.ru
Организаторами чтений являются: Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение», Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры.
Основные направления чтений:
1.    Красота - один из путей совершенствования человека.
- Воспитание благородного человека – путь к красоте духа.
Красота — это мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим и умиротворяющим образом на всё живущее. Красота вызывает в человеке возвышенные чувства. Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества.

2.    Развитие нравственности – будущее человечества
«…нравственность есть основа Бытия, или закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению»

Е.И. Рерих.

3.    Прекрасные мысли – прекрасное будущее
Мысль – это самая могущественная энергия, которая либо созидает, либо разрушает.
Мыслями мы строим свое будущее. Сначала идет мысль, потом слово, затем действие. Человечество, по выражению В.И. Вернадского, нуждается в «гигиене мысли». Мы все слышали о гигиене тела, но о гигиене ума и мысли или чистоте сердца, может быть, слышали от учителя в нашем далеком школьном детстве.
Задача педагога – воспитывать в каждом ребенке ответственность за свои мысли, добромыслие,  прекрасномыслие.

4.    Красота Духовного подвига
Прекрасное слово «подвиг» не имеет эквивалента ни в одном другом языке. Подвиг тесно связан с самоотверженностью и с красотой служения на Общее Благо. Для подвига не нужно чрезвычайных обстоятельств, он может твориться каждодневно в обычной жизни. Изменяя и улучшая себя, мы изменяем окружающее.
Путем подвига шли такие выдающиеся педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.К. Рерих, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
«Вся жизнь, устремленная к высшему, может быть названа подвигом. И об этом надо чаще говорить с детьми, чтобы высокие идеалы облагораживали душу».

Живая Этика

5.    Пакт Рериха – защита Культуры и Красоты.
Пакт Рериха не был ординарным Пактом. В нем заложена мудрость из глубины веков. Его значение с каждым годом возрастает и призывает нас присоединиться к охране и защите того, чем жив дух человеческий – защите Культуры.
«Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но и как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Н.К. Рерих

В рамках чтений состоится:
Заезд участников      23 июля;
Открытие чтений      24 июля;
Выступления             24 – 26 июля;
Круглый стол             26 июля.
Уведомляем Вас, что:
Регистрация участников чтений       23 июля;
Регистрационный взнос участника чтений     500 рублей
Расходы по проезду, проживанию и питанию за счет участвующей стороны.
Подача заявок на Байкальские педагогические чтения осуществляется на сайте mir-kultura.ru до 30 июня 2020 г. Для участия в чтениях в качестве докладчика  в заявке необходимо прикрепить тезисы статьи, либо статью и черно-белую фотографию автора. Разрешение фотографии (портрета) должно быть не менее 300 dpi, размер фотографии не менее 9 х 15 см. Количество мест ограничено.
К участию в Байкальских педагогических чтениях приглашаются деятели культуры, науки, образования, искусства, общественные деятели, аспиранты, студенты.
На чтениях намечаются следующие формы работы: доклады участников (10-15 минут), лаборатории (1-1,5 часа), мастер-классы (1-1,5 часа), тренинги, круглые столы.
По итогам Байкальских педагогических чтений планируется издание сборника материалов.

Требования к оформлению статей

Объем статьи – от 3 до 10 страниц текста на листах формата А 4, через 1,15 интервал (Word, Times New Roman), 16 шрифт, поля со всех сторон 2 см, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, страницы не нумеруются. Автоматические переносы не ставятся.
В статье указывается название, Ф.И.О. автора, ученая степень, звание, должность, полное название учреждения. Статья должна содержать аннотацию - краткое, обобщенное описание статьи (5–7 предложений) и  ключевые слова, которые должны отражать основное содержание статьи, термины, определяющие предметную область и включающие другие важные понятия, которые позволят облегчить и расширить возможности поиска статьи в сети Интернет (5–7 слов или словосочетаний).
Все рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями. Рисунки, фотографии, схемы размещаются только в хорошем качестве, в черно-белом цвете. Ссылки на литературу указываются номерами в квадратных скобках (например: [1, с. 108]). Список литературы приводится по алфавиту после текста и оформляется в соответствии с ГОСТ (2008 г). Стоимость печатной страницы – 150 руб. Пересылка сборника почтой – 200 руб.
Перед отправкой статьи рекомендуется осуществить проверку текста на уникальность на сайте «Текст.Ру» (https://text.ru)! Уникальность текста должна составлять не менее 40 %.
Оргкомитет оставляет за собой право редактирования текстов перед публикацией и отклонения от публикации докладов, не соответствующих тематике конференции.
Справки по телефону: 8-964-105-38-10 (Татьяна Викторовна), а также по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Председатель исполкома
Иркутского регионального отделения
Международной Лиги Защиты Культуры
кандидат физ.-мат. наук                                                                                       Л.М. Бакунин


Рекомендуемая литература

1.    Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. — 400 с. [Электронный ресурс] // http://lib.icr.su/node/958
2.    Дети нового сознания: Научные исследования. Публицистика. Творчество детей: сб. – М.: Международный Центр Рерихов, 2016. – 592 с.
3.    Длясин Г.Г. Азбука Гермеса Трисмегиста или Молекулярная тайнопись мышления [Электронный документ] // https://eknigi.org/nauchno_populjarnoe/88729-azbuka-germesa-trismegista-ili-molekulyarnaya.html
4.    Духовный Свет в жизни учителя. Сборник философских статей // http://art-roerich.org.ua/?q=library/library.html
5.    Лебеденко А.А. Педагогические основы школы будущего [Электронный документ] // Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. http://lib.icr.su/node/981
6.    Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Электронный документ] // http://e-libra.su/read/109128-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom.html
7.    Мосаро Эмото Великая тайна Вселенной. Вода. [Электронный документ] // http://detectivebooks.ru/author/40920617/
8.    Ниорадзе В.Г. Духовный аспект слова в воспитании школьников [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/1022
9.    Новая Эпоха – Новый Человек: Материалы Международной научно-практической конференции. 2000. Москва, Международный Центр Рерихов, 2000. – 336 с. [Электронный документ] //  http://lib.icr.su/node/2245
10.    Погребняка И.К. Ступени восхождения духа красоты Учителя [Электронный ресурс]  // http://detisvet.ru/index.php/allrusreadingmenu/menu-tich-read-300115/298-2015-02-16-10-59-10
11.    Рерих Е.И. О Красоте [Электронный документ] // http://www.found-helenaroerich.ru/heritage/about_beauty/
12.    Рерих Е.И. О воспитании (из писем к сотрудникам) [Электронный ресурс] // http://www.centre.smr.ru/win/books/eir_06.htm
13.    Рерих Е.И. О подвиге (выдержки из писем) [Электронный ресурс] http://agnivesti.ru/news1025
14.    Рерих Е.И. Три ключа [Электронный документ] // http://culture-into-life.ru/elena_ivanovna_rerih_tri_klucha/
15.    Рерих Н.К. Врата в будущее [Электронный документ] // http://www.icr.su/rus/family/nkr/about_culture/vrata.php
16.    Рерих Н.К. Душа народов [Электронный ресурс]. - Москва, Международный Центр Рерихов, 1995 — 104 с. // http://lib.icr.su/node/677
17.    Рерих Н.К. Подвиг [Электронный документ] // https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/790-podvig
18.    Рерих С.Н. По тропам восхождения // Стремиться к прекрасному. Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. – 120 с. [Электронный документ] // http://lib.icr.su/node/1930
19.    Рудзитис Р.Я. Искусство творить взаимоотношения https://roerich-lib.ru/index.php/rudzitis-r-ya/iskusstvo-tvorit-vzaimootnosheniya
20.    Сорокин П.А. Таинственная энергия любви [Электронный документ] // http://ecsocman.hse.ru/data/562/943/1216/16Sorokin.pdf
21.    Стульгинскис С.В. Космические легенды Востока [Электронный документ] // http://www.klex.ru/10n
22.    Философское наследие. Е.И. Рерих о подвиге (выдержки из писем) [Электронный документ] // http://agnivesti.ru/news1025
23.    Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // http://cosmos-mentality.ru/books/PDF/LVSh_article.pdf
24.    Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции [Электронный документ] // Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007 // http://lib.icr.su/node/961
25.    Шапошникова Л.В.  ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КРАСОТЫ [Электронный документ] // http://www.icr.su/rus/about/direction/director/ternist_put.php
26.    Шапошникова Л.В. Этическая философия Космической эволюции [Электронный ресурс] // http://lib.icr.su/node/814
27.    Школа имени Шри Ауробиндо в Бангалоре // http://purpose.com.ua/index.php?lang=ru&page=bangalore_school

Новости фестиваля