МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
«МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»,
Организаторы:
• Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры
• Иркутская региональная общественная организация Рериховское культурное творческое объединение
ЗНАМЯ МИРА - КРАСНЫЙ КРЕСТ КУЛЬТУРЫ
«Культура и Мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных, и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный. Но не только должны мы идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь, как самое нужное, неотложное».
Н.К. Рерих [1].
ХХ век был чрезвычайно насыщен войнами разного масштаба, включая и первые в истории человечества две мировые войны. Не лучшим образом начался ХХI век. Сейчас идёт «ползучая Третья мировая война» отметила известный учёный-востоковед, писатель философ Л.В. Шапошникова [2].
Войны последних лет ярко свидетельствуют об этом.
Между тем ещё в начале ХХ века всемирно известный художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель Н.К. Рерих, предвидя потрясения надвигающихся войн, писал о значении Культуры, в борьбе с охватившей нашу планету братоубийственной эпидемией: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [3].
Войны разрушают материальное основание Культуры - её памятники. Они уничтожают людей - живых носителей этой Культуры. Н.К. Рерих предложил «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Это первый в истории человечества такого рода документ.
Отличительным его знаком Н.К. Рерих предложил Знамя Мира (три круга, заключённые в большой круг, исполненные в красном цвете на белом фоне). Этот знак по мысли автора должен развиваться над всеми культурными учреждениями, символизируя их, не подлежащую сомнению, ценность для человечества и их единство в деле сохранения и развития культуры.
Не случайно, что именно этот знак был выбран. Он прошёл через культуру разных народов от самой древности. Этот знак можно наблюдать в архитектуре и живописи средневековой Европы, периода готики, эпохи Возрождения, древней Руси, на буддийских танках, в древнегреческой вазописи, в украшениях кочевых народов Центральной Азии. Этот знак является достоянием всего человечества и высокие смыслы, которыми наполняют его разные люди, ложатся основой будущего мирового сотрудничества жителей Земли на общее благо.
2015 год явился юбилейным для этого документа. Его 80-летие празднует весь мир. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил особую актуальность этого документа: «Подписанный в 1935 году Пакт Рериха заложил основу создания ключевых инструментов международного права, направленных на защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время, включая, в частности, Гаагскую конвенцию 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух Протоколов к ней (1954 и 1999 гг.). Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного наследия, принятая в 1972 году, была также вдохновлена идеей Пакта. Больших успехов в защите культурных ценностей добилось и Международное уголовное право. Согласно Римскому статуту Международного уголовного суда, умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей образования, искусства и науки, а также по историческим памятникам, считается военным преступлением как во время международных, так и во время региональных вооруженных конфликтов».
Но договор на бумаге без осознания его значения общественностью останется лишь формальностью. «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных. От начальной школы и до всех общественных проявлений человек должен усваивать ясное представление о значении искусства и знания» – писал Н.К. Рерих [4].
Вхождение Пакта в жизнь идёт одновременно с повышением культурного уровня людей. Здесь важную роль играют общественные организации, имеющие своей целью продвижение идей Пакта.
Международный Центр Рерихов в Москве и Музей имени Н.К. Рериха, являющийся структурным подразделением Центра, в настоящее время находятся на передовой обороны Культуры. Созданный Л.В. Шапошниковой по воле С.Н. Рериха, МЦР за 25 последних лет развился в крупнейший общественный центр по изучению наследия семьи Рерихов. Коллекция картин музея, переданная Святославом Николаевичем Рерихом, пополнилась новыми работами благодаря деятельности мецената Б.И. Булочника. Широкая популяризаторская общественная деятельность, в мировом масштабе проводимая Центром, говорит об огромной работе коллектива музея. Можно с уверенностью сказать, что нигде в мире, как в этом Центре, на таком высоком уровне с привлечением людей от науки и культуры не изучается наследие Рерихов. Деятельность Центра и его руководителя Л.В. Шапошниковой была отмечена не только в России, но и международными организациями, такими как ООН и ЮНЕСКО.
Музей является гордостью России, примером общественной инициативы в поддержку культуры. А культура, по мысли Николая Константиновича Рериха, является основой мира во всём мире. Таким образом, музей несёт своей деятельностью миссию укрепления дружественных связей между народами и наша страна при содействии работе музея может выступать как страна миротворец в истинном смысле этого слова. Ведь действительно крепкий мир возможен только на основе Культуры.
Вокруг Центра сплотились и работают с ним в тесном сотрудничестве многочисленные культурные общественные организации, находящиеся в России и за её рубежом. Это сотрудничество идёт в рамках организации выставочных проектов, информационной и материальной помощи Центру, проведении конференций. С начала 90-х годов во многих городах неоднократно проходили выставки подлинников работ Н.К. Рериха из коллекции МЦР. Широкий общественный резонанс получил выставочный проект МЦР «Пакт Рериха. История и современность», он «был открыт в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в апреле 2012 г., с тех пор география выставки все время расширяется. Всего за несколько лет экспозиция проекта демонстрировалась в отделении ООН в Женеве, во Дворце Мира в Гааге, выставочных центрах Берлина, разных городов Аргентины, Уругвая, Чили, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии и, конечно же, России. Только на просторах нашей Родины выставку посмотрели жители почти 100 городов. Интерес, с которым неизменно встречают выставку посетители, свидетельствует о правильности выбранного вектора развития миротворческих идей Николая Рериха» [5].
15 апреля 2015 года весь мир праздновал подписание Пакта Рериха. Иркутск не явился исключением. При сотрудничестве ряда организаций (Санкт-Петербургское отделение Международной общественной организации «Международный центр Рерихов», Галерея «АТОМ» ИРНИТУ, Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига защиты культуры» и региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение») в галерее «АТОМ» ИрНИТУ была открыта выставка «Пакт Рериха и Знамя Мира», посвященная 80-летию договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». В церемонии открытия выставки участвовали студенческие и детские творческие коллективы [6]. Позднее эта выставка была открыта в Культурно – выставочном центре на Байкале в посёлке Старая Ангасолка.
Спустя 80 лет после подписания Пакта обстановка на культурном фронте остаётся напряжённой. Параллельно с физическим уничтожением памятников культуры в многочисленных боевых столкновениях, культура подвергается серьёзному прессингу со стороны ряда чиновников. Тому свидетельство - беспрецедентный судебный процесс между Министерством Культуры Российской Федерации и Международным Центром Рерихов, в котором Министерство Культуры пытается отобрать культурное наследие семьи Рерихов у Международного Центра Рерихов, нарушая волю дарителя, Святослава Николаевича Рериха.
Тем не менее, широкий отклик общественности на миротворческие идеи Рерихов, говорит о том, что позитивные сдвиги есть. Значение Культуры и понимание ужаса любых войн, развязанных по любым причинам, всё больше оседает в народном сознании. Общественная инициатива стремится стать надёжной опорой Культуры. Культура становится фокусом устремления многих молодых сердец. Будем верить, что пережитки старого мира, несущего ужас бескультурья, естественным образом уйдут с нашей планеты. Будем прилагать все свои усилия в разных сферах жизни, чтобы приблизить то время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры будет осознано каждым, как спасительный мост в прекрасное светлое будущее.
Дорохин Д.В.,
старший преподаватель Иркутского национального
исследовательского технического университета
Литература
1. Рерих Н.К. О Культуре и мире моление [Электронный ресурс] http://www.icr.su/rus/evolution/pact/about/paper_nk/about_culture.php
2. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. – 640 с., 205 илл [с. 457].
3. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Культура и цивилизация [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/711
4. Реpих Н.К. Оборона Культуры. Листы дневника. М.: МЦР, 1996. Т. 3
5. 2015 год – Международная научно-общественная конференция «80 лет Пакту Рериха» [Электронный ресурс] http://www.icr.su/rus/conferencies/2015/index.php
6. Балабанова О. Сохранить культурное наследие призывает выставка «Пакт Рериха – знамя мира» в галерее «Атом» ИРНИТУ [Электронный ресурс] http://www.istu.edu/news/18393/