Итоги IV Всероссийского конкурса для молодежи «Читаем Николая Рериха»
«Читая легенды, молодежь научится мечтать.
Это великое качество, ибо оно наполняет сердце
лучшими, мощными огнями. Этими огнями
сердца молодежь познает, как различать, где истина».
Н.К. Рерих
IV Всероссийский конкурс «Читаем Николая Рериха» с Международным участием для школьников, студентов и взрослых проводился в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру».
Николай Константинович Рерих вошел в историю как выдающийся гуманист, общественный деятель, художник, ученый, философ, педагог, создатель многих литературных произведений, инициатор Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирное время.
Н.К. Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс.
Великий русский художник, ученый и философ Н.К. Рерих большое внимание уделял молодежи, он говорил: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодёжью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир, и, когда их можно хвалить, наши сердца наполняются надеждой».
Организаторами конкурса выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры»; Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».
Цель конкурса: привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышение мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха.
Конкурс проводился заочно на сайте http://mir-kultura.ru/.
В конкурсе приняли участие 136 человек: из Минска (респ. Беларусь), Санкт-Петербурга, Твери, из разных городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Черемхово, Тулуна, Нижнеудинска, Слюдянки, Байкальска, из Баяндаевского, Куйтунского, Чунского районов.
На конкурс было представлено 94 индивидуальные и групповые работы в разных номинациях. Возраст участников не ограничен. Победители определялись по возрастным категориям: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет), старшая (16-19 лет), взрослая (старше 19 лет), взрослые и дети.
Участниками первой номинации были представлены мини-фильмы по книге, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях.
Игорь Горр и Любовь Беркина из гимназии 44 г. Иркутска (руководители: Елена Геннадьевна Корытова и Светлана Владимировна Медведева) заинтересовались встречей Н.К. Рериха с Л.Н. Толстым. Встреча с Толстым стала для художника судьбоносной. Обращаясь к нему, великий писатель сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет...».
Игорь Горр и Любовь Беркина |
Мудры притчи Николая Рериха… Они заставляют задуматься о многом… Может ли не быть границы у царства? Над этим задумался Матвей Антипин - учащийся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна. Матвей ярко и красочно озвучил притчу Николая Рериха «Граница царства».
Матвей Антипин руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна |
Во второй номинации участниками были присланы презентации, с цитатами, иллюстрациями, фотографиями.
Более 70 видеороликов с чтением произведений Н.К. Рериха было представлено в третьей номинации в разных возрастных группах. Участники учили произведения Н.К. Рериха наизусть, вживались в смысл сказанного, старались прочувствовать. Как часто наши взоры обращены вниз, а если посмотреть вверх, то можно увидеть великое небо… Об этом размышляют участники литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери - София Мицкевич, Варвара Михайлова под руководством Татьяны Ивановны Чечиной. Они исполнили стихотворение Николая Рериха «Не закрой».
Варвара Михайлова руководитель - Татьяна Ивановна Чечина |
София Мицкевич руководитель - Татьяна Ивановна Чечина |
Могут ли незначительные с виду подарки украсить путь? Учащаяся школы № 29 р.п. Чунский Иркутской области - Сабина Рагимова (руководитель - Ольга Николаевна Шахабудинова) заинтересовалась стихотворением Николая Рериха «Наш путь».
Сабина Рагимова руководитель - Ольга Николаевна Шахабудинова |
Арина Алабина - учащаяся Барлукской СОШ Куйтунского района, (руководитель - Шайтанова Елена Анатольевна) рассказала стихотворение Н.К. Рериха «Дремлет земля Святорусская». Перед нами встает Русь во всей своей красе, любовью к Родине проникнуто все произведение.
Арина Алабина руководитель - Шайтанова Елена Анатольевна |
Учащаяся школы № 19 г. Тулуна - Мария Карпова под руководством Тамары Александровны Ислентьевой размышляет над притчей «Царь Соломон и удоды». «Соломон был удивительно мудрым правителем, к нему приезжали люди со всех уголков земли. О его рассудительности слагались легенды. Тяжела ноша, которую носит правитель, но со стороны все кажется легким и простым» - пишет она в описании работы.
Мария Карпова руководитель - Тамара Александровна Ислентьева |
Мусатов Никита, учащийся школы № 5 г. Черемхово (руководитель - Малеева Елена Александровна) выбрал произведение Н.К. Рериха «Четверть века» с глубоким понятием и смыслом. «Есть над чем поразмышлять и понять, чем нам нужно дорожить. Николай Рерих и его семья в неутомимых трудах преодолели многие препятствия и принесли дар русскому народу и всему миру» - написано в описании работы. Все произведение проникнуто патриотизмом. Глубокие размышления звучат в нем: «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
Мусатов Никита руководитель - Малеева Елена Александровна |
Евгений Шалак, учащийся школы с углубленным изучением отдельных предметов № 20 «Новая Эра» г. Тулуна (руководитель - Войлошникова Елена Брониславовна) заинтересовался притчей Н.К. Рериха «Гримр-викинг». Важная тема дружбы и сорадования поднимается в ней.
Евгений Шалак руководитель - Войлошникова Елена Брониславовна |
Можно ли плакать и смеяться при всех? Об этом размышляет Виктория Леднёва, участница литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери, руководитель Татьяна Ивановна Чечина. Виктория прочитала стихотворение Николая Рериха «При всех».
Виктория Леднёва руководитель -Татьяна Ивановна Чечина |
Один ли света источник тени бросает вокруг? Вершинину Алёну, учащуюся школы № 12 г. Байкальска (руководитель - Власова Людмила Михайловна) привлекло произведение Н.К. Рериха «Свечи горели».
Вершинина Алёна руководитель - Власова Людмила Михайловна |
Груздева Александра, студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования (руководитель Лариса Викторовна Максимова) заинтересовалась притчей Николая Рериха «Гримр-викинг». Что такое настоящая дружба? Как должны вести себя друзья в беде и в радости? Александра постаралась пропустить через себя данное произведение и донести его смысл до слушателей.
Груздева Александра руководитель - Лариса Викторовна Максимова |
Все ли мы вокруг себя замечаем? Над этим задумалась Ульяна Иванченко, студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования (руководитель Лариса Викторовна Максимова). Она исполнила произведение Николая Рериха «Замечаю».
Ульяна Иванченко руководитель - Лариса Викторовна Максимова |
Парамонова Эмилия, учащаяся школы № 29 р.п. Чунский Чунского района (руководитель Ольга Анатольевна Емельянович) прочитала произведение Н.К. Рериха «Заклятие». «Стихи Н.К. Рериха настолько своеобразны, что их можно считать уникальным явлением не только русской, но, пожалуй, и мировой поэзии» - написано в описании работы.
Парамонова Эмилия руководитель - Ольга Анатольевна Емельянович |
О времени размышляет Владислав Ангарский - студент Иркутского регионального колледжа педагогического образования, руководитель Лариса Викторовна Максимова.
Владислав Ангарский руководитель - Лариса Викторовна Максимова |
Четвертая номинация «Читайте Николая Рериха!» подразумевает анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению».
Учащаяся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска Вероника Шаршакова уверена, что сказки Николая Рериха – это самое важное, что есть на свете! Искренне заинтересовавшись сказками и легендами Н.К. Рериха, Вероника обращает внимание на манящую красоту слова и приглашает в этот волшебный мир всех желающих (руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна).
Вероника Шаршакова руководитель - Овчинникова Ольга Ивановна |
В пятой номинации необходимо было представить театральную постановку по произведению Николая Рериха.
Имеют ли место наши страхи или это просто звуки природы? Откуда они рождаются? Под руководством Натальи Александровны Полесовщиковой и Анастасии Сергеевны Варич, с помощью родителей, воспитанниками детского сада № 28 г. Усолье-Сибирское было инсценировано произведение Н.К. Рериха «Страхи».
Старшая группа МБДОУ "Детский сад № 28" г. Усолье-Сибирское руководители: Наталья Александровна Полесовщикова и Анастасия Сергеевна Варич |
Свята наша земля и какая сила и мощь в ней притаились! «Дремлет земля Святорусская» - это произведение Николая Рериха было исполнено участниками литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери, руководитель Татьяна Ивановна Чечина.
Литературно-поэтический театр школы № 49 г. Тверь руководитель -Татьяна Ивановна Чечина |
В канун сочельника детское напряженное воображение ждет чего-то таинственного, необычного, что характерно для мышления детей. Участниками театральной студии «Актер» школы № 218 г. Минска под руководством Елены Викторовны Вовнейко была выполнена постановка по произведению Н.К. Рериха «Знамения».
Участники театральной студии «Актер» школы № 218 г. Минска руководитель - Вовнейко Елена Викторовна |
Притча Николая Рериха «Старинный совет» заинтересовала Викторию Леднёву и Николая Короткова, участников литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери и была инсценирована под руководством Татьяны Ивановны Чечиной. Как нужно делать порученное дело? Каждое дело должно быть сделано хорошо. Каждая картина должна быть написана по законам гармонии и красоты.
Викторию Леднёва и Николай Коротков руководитель - Татьяна Ивановна Чечина |
Некоторые работы, представленные на конкурс, не относились ни к одной номинации, но это не умаляет их значимости. Оргкомитет хотел бы отметить 2 таких работы.
Кем и для чего были созданы горы? Какой смысл в этом заложен? «За хрустальною горой» так называется литературно-музыкальная композиция, выполненная воспитанниками детского сада № 116 г. Иркутска совместно и под руководством Наталии Анатольевны Баликевич, Дины Константиновны Горбуновой, Алёны Александровны Колган с использованием песни и видео Татьяны и Сергея Левиных из Твери.
Воспитанники детского сада № 116 г. Иркутска руководители: Наталия Анатольевна Баликевич, Дина Константиновна Горбунова, Алёна Александровна Колган |
Творчество Николая Рериха велико и многогранно… Как известные люди отзывались о его творчестве? Этот вопрос заинтересовал Юлию Дашкевич, учащуюся школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга, руководитель Татьяна Николаевна Кочеткова.
Юлия Дашкевич руководитель - Татьяна Николаевна Кочеткова |
Оргкомитет благодарит постоянных и новых участников конкурса за инициативность, творчество, артистизм! Благодаря Вам создается интересный видеоматериал, который можно использовать при проведении занятий, встреч, литературных гостиных, родительских собраний и т.д.
Приглашаем вас принять участие во Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Влияние культуры на цивилизацию», по итогам которой планируется издание сборника материалов. Более подробная информация на сайте http://mir-kultura.ru/.
До новых встреч, друзья!