«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных,
именно к этим светлым прибежищам устремляется дух cмущенный».
Н.К. Рерих

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Итоги Всероссийского проекта «Страну Культуры построим всем миром»

В какой стране предпочитаете жить?
– Конечно, в стране Культуры.
Н.К. Рерих

 В 2022-2023 учебном году стартовал Всероссийский проект «Страну Культуры построим всем миром». Культура – это основа основ нашей жизни. Без Культуры человек деградирует. Вот почему так необходимо осознание ценности Культуры и ее важнейших проявлений: Истины, Добра, Любви, Красоты.
 Организаторами проекта выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лиги Защиты Культуры»; Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».
 Цель проекта – воспитание культурного человека через создание пространства Культуры и Красоты и образовательного учреждения высокой Культуры.
 Во Всероссийском проекте приняли участие педагоги из школьных, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, сотрудники учреждений культуры и общественных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Новотроицка Оренбургской области, Энгельса Саратовской области, из разных городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Шелехова.
 Для того, чтобы воспитать культурное поколение нужно приложить немало усилий.
 Педагогом, руководителем клуба «Патриот» школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга Татьяной Николаевной Кочетковой был организован и проведен III Региональный конкурс чтецов «Великая Россия. Культура народов».
 Конкурс призван содействовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию своей Родины и мира, созданию условий для активного включения в поисковую, исследовательскую и творческую деятельность.
 Конкурс проводился с 15 февраля по 25 апреля 2023 г.
 В конкурсе проявили свои творческие способности индивидуальные участники, учащиеся образовательных государственных детских и молодежных организаций и учреждений, государственных учреждений дополнительного образования, негосударственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, всего - 243 человека в разных возрастных категориях:
I группа: 3 – 10 лет; II группа: 11 – 20 лет; III группа: 21 – 35 лет; IV группа: с 36 - без ограничений.
 В трёх номинациях: I - декламация; II – авторское стихотворение; III – литературно-музыкальная композиция.
 Были представлены конкурсные работы о самых разных и малых народностях. На протяжении учебного года участники погружались в историко-этнический мир и изучали традиции, мифы и легенды разных народов. Учащимися I группы были представлены такие работы как: «Мордва. Историко-этнографические зарисовки», «Коряки», «Буряты», «Манси»

Представители творческого коллектива 1а класса рассказывают о народе вепсы (классный руководитель - Лариса Борисовна Закутаева)
Представители творческого коллектива 1а класса рассказывают о народе вепсы
(классный руководитель - Лариса Борисовна Закутаева)

 Вторыми во II возрастной группе стали ученики 5а класса во главе с классным руководителем Степановой Ириной Александровной представили литературно-музыкальную композицию - «Ненцы» в форме стихотворения, которое является совместным творчеством ребят 5а класса «Ненцы».

Ученики 5а класса после записи литературно-музыкальной композиции - «Ненцы»
Ученики 5а класса после записи литературно-музыкальной композиции - «Ненцы»

 Вторыми среди старших стали ребята 9а класса с композицией – «Адыгейский народ». Классный руководитель - Архипёнок Айман Ораловна, учитель русского языка и литературы.

Учащиеся 9а класса представляют свою композицию – «Адыгейский народ»
Учащиеся 9а класса представляют свою композицию – «Адыгейский народ»

 Победили ребята 9э класса с восхитительной композицией – «Саамы». Классный руководитель - Гудковская Евгения Анатольевна, талантливый учитель русского языка и литературы.

Учащиеся 9э класса с композицией – «Саамы»
Учащиеся 9э класса с композицией – «Саамы»

 На III этапе конкурса состоялось подведение итогов и торжественная Церемония награждения победителей. Конкурс получил много положительных откликов.

Победители и призёры конкурса с дипломами
Победители и призёры конкурса с дипломами
Создание настольной игры по материалам Красной книги
Создание настольной игры
по материалам Красной книги

 Проектная работа «Детская настольная игра» была выполнена учениками 8 класса Многопрофильной школы № 1955 г. Москвы, Гордеем Горелкиным и Купавой Мурашко под руководством Марии Евгеньевны Розановой.

 Цель проектной работы – создание игрового пособия для детей-дошкольников 6-7 лет на актуальную тему. Игровое пособие должно иметь важное воспитательное и развивающее значение, быть интересным и хорошо восприниматься детьми младшего возраста.
 Была выбрана актуальная тематика игрового пособия: создание настольной игры по материалам Красной книги. Такая игра сформирует «экологическое сознание» у детей, приучит с детства беречь природу.
 В результате проекта цель достигнута. Готовая игра была апробирована в детском саду № 1684 Лосиноостровского района г. Москвы, а также в нашей школе № 1955, среди учеников 1 класса.
 Дети-дошкольники с удовольствием включились в игру. Особенно их заинтересовали плитки с изображением животных. Ребята многих животных видели в первый раз и, оказалось, информации, которая содержалась на карточках, им было недостаточно. Дети задавали вопросы и хотели знать о животных больше. Для нас многие вопросы оказались сложными. Например: «А чем питаются детеныши нерпы?», «Где зимует нерпа, когда вода в озере замерзает?»  и так далее. Поэтому, чтобы таких ситуаций не возникло у «ведущих» игры, свой методический материал в планах расширить, добавив больше энциклопедической информации о животных.
 С детьми первого класса процесс игры оказался легче. Они больше внимания обратили именно на правила и сложностей, как с дошкольниками не возникло.
 В целом, дети, и дошкольники и школьники начальной школы, с энтузиазмом реагировали на новое. Особенно их удивило, что игру можно сделать самим. Надеемся, это тоже окажется полезно.
 Особое внимание при знакомстве с животными мы обратили на то, что все животные редкие, и о них нужно заботиться и беречь их.

 Сотрудниками педагогической секции Рериховского общества "ГАРМОНИЯ" г. Новотроицка с 1994 по 1996 гг.  была разработана программа «Мир Красоты».
 Авторский коллектив:
 Председатель Рериховского общества «Гармония» Игорь Васильевич Безносов (1953-2020) - инициатор создания программы "МИР КРАСОТЫ" и руководитель анализа качества проводимых занятий с детьми;
 Сотрудники общества: Стибунова Тамара Васильевна, Чигарева Вера Васильевна, Сухорукова Светлана Николаевна, Корзова Любовь Романовна.
 Группа сотрудников с 1996 года проводила занятия с детьми младших и средних классов с целью развития способности восприятия Красоты, формирования навыков самостоятельного общения с миром прекрасного, который составляет основное содержание произведений высокого искусства.
 Занятия по данной программе организуются в группах по 10 — 15 человек с детьми в возрасте от 7 до 12 лет. Программа состоит из трех разделов: «Мир вокруг нас» (1 и 2 год); «Деятельность человека» (3 год); «Человек и общество» (4 год).
 1995-1999 гг.- реализация Программы в школе № 1 с 2 по 4 класс.
 2001-2004 гг.- реализация Программы в школе № 23 с 2 по 4 класс.
 2005-2009 гг.- реализация Программы в школе № 22 с 2 по 4 класс.
 2010 – 2020 гг. – проведение экскурсий в школе № 22 с 1-го по 9-ый класс по выставкам классического пейзажа, предоставляемым обществом "Гармония".
 В 2020 г., в связи с ковидными мерами, место проведения занятий было изменено. С сентября по май в течение трёх лет 2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 гг. занятия по программе проводила новая педагогическая группа из трёх человек – Корзова Любовь Романовна, Муздина Ольга Владимировна, Прожикина Елена Николаевна.
 Реализация данной программы «Мир Красоты» получила множество положительных откликов.
 Показ произведений искусства и рассказ о них воспитывают у детей ин-терес к искусству, любовь к нему. Развитие умения почувствовать всю цве-товую прелесть окружающего мира обогащают учащихся духово, развивают художественный вкус.

Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк
Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк

 Основным направлением работы кружка «Мир красоты» является развитие чувства прекрасного у ребенка, формирование высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк
Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк

 На занятиях кружка ребята учатся любоваться природой и с помощью слова и красок выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (краски осенних листьев, цветущий сад, закат солнца и т.д.).

Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк 
   Работа кружка «Мир красоты». г. Новотроицк

 Велико значение бесед для расширения кругозора детей, их знаний и представлений об окружающем мире и для развития речи. Дети употребляли при рассказывании непривычные слова и выражения, притом не по подсказке, а самостоятельно.
 Эти беседы помогали учащимся писать сочинения, выразительно читать стихотворения, пересказывать.
 Благодаря занятиям по программе «Мир Красоты» ребята стали постоянно занимать призовые места в школьных конкурсах чтецов, а некоторые и на городских конкурсах.
 Сотрудники рериховского общества "ГАРМОНИЯ" надеются, что программа "МИР КРАСОТЫ"  найдёт своего учителя, и не одного, и энтузиастов, болеющих за будущее России, ее реализация поможет детям России стать более чуткими и восприимчивыми к красоте в природе, к искусству, чтобы сделать свою жизнь прекрасной через творчество.
 Как сказано "Россия процветет искусством". Но детей к восприятию красоты в мире и красоты истинного искусства нужно подготовить, развить в них утончённое восприятие красоты, чтобы дети были подготовленными идти по жизни вместе с красотой, умея её воспринимать и воплощать в творчестве. Это -цель программы «МИР КРАСОТЫ».

 Педагоги начальной школы № 37 г. Ангарска: Гижа Анна Викторовна, Меерович Мария Александровна, Овчинникова Ольга Ивановна, Осипова Ольга Николаевна, Оглоблина Татьяна Владиславовна, Попова Наталья Михайловна, Прохорова Оксана Павловна, Аксенова Алёна Валерьевна, Снетилова Елена Валерьевна, Тифлова Алёна Дмитриевна, Широких Галина Николаевна разработали и реализовали в течение учебного года Культурно-просветительский проект «Как много еще у культуры задумок».

Воспоминания о летних каникулах «Лето – много солнечного света!»
Воспоминания о летних каникулах
«Лето – много солнечного света!»

 Он был разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создаёт условия для духовного и культурного развития обучающихся НОО.
 Тематическая последовательность и целостность проекта помогают обеспечить младшим школьникам эмоциональные контакты с культурными ценностями, поднимаясь по ступенькам познания личных связей с миром художественно-эмоциональной культуры, духовных и нравственных образов.
 Основным видом деятельности проекта является организация различного рода выставок: виртуальная, тематическая, персональная, выставка – сюрприз, выставка - викторина, выставка - предупреждение, выставка – ярмарка и другие.

 Участие в проекте дает возможность обучающимся показать свои достижения, таланты, возможность увидеть себя и своего одноклассника в новой роли: зрителя, экскурсовода, мастера, эксперта, члена жюри.
 Согласно плану мероприятий культурно-просветительского проекта «Как много еще у культуры задумок» новый учебный год для участников проекта начался с воспоминаний о летних каникулах «Лето – много солнечного света!». В каждом классе была представлена фотовыставка-воспоминание, где обучающиеся поделились своими впечатлениями, наблюдениями и эмоциями о летнем отдыхе, так же рассказали о книгах, прочитанных в летний период, события и герои которых больше всего тронули и запомнились.
 Организуя выставку «Лето – море солнечного света!» обучающиеся параллелей вторых и третьих классов проявили себя в качестве экскурсоводов, а четвероклассники попробовали себя в качестве экспертов. Такая работа пробуждала интерес к анализу собственных впечатлений и настроения от приятного времяпрепровождения и от прочитанной книги.
 Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес» открывает серию выставок «В святой обители природы».

Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес» Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес» Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес» Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес» Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес»
Художественная выставка «Мир пластилиновых чудес»

 Всплеск фантазии, передача богатой палитры осени отличает работы детей.

 Создавая работы из природных материалов, школьники научились замечать красоту и многоцветие осенней природы.

 Благодаря экскурсии в городской Музей минералов, дети больше узнали о богатствах земли Приангарья. Здесь они являлись активными участниками экскурсии, на которой пополнились представления о мире камня, его применении в жизни людей и ближе познакомились с профессией геолога.
 Ученики 4 классов приняли активное участие в эколого-краеведческой выставке-конкурсе «В чистой воде отражается лучшее. Дай Ангаре шанс!», где выступили в роли экологов, призывающих подрастающее поколение к пониманию и решению экологических проблем родного края.


 В разделе «Хоровод осенних праздников» обучающиеся смогли проявить себя, как фотохудожники на фотовыставке «Осень с книгой»; мастерами по изготовлению открыток и сувениров для выставки-сюрприза «Бабушка рядышком с дедушкой»; дизайнерами фотографий «Вместе с папой». Данные выставки способствовали развитию творческого потенциала обучающихся через создание художественных произведений.

Фотовыставка «Осень с книгой» Выставка-сюрприз Выставка «Вместе с папой»
Фотовыставка «Осень с книгой» Выставка-сюрприз Выставка «Вместе с папой»
Открытка для мамы
Открытка для мамы

 Вторая четверть отмечена чередой интересных праздничных событий.  В первых классах к празднику «День матери», была организована выставка поделок, изготовленных совместно с мамами. Ребята 2 классов приняли участие в выставке-настроения, они создавали тексты поздравлений для любимых мам, которыми подписывали открытки и оформляли выставку своих работ.

 В классных коллективах 3-х классов были созданы композицию на основе готовых элементов, а обучающиеся 4 классов создавали выставку одного жанра для поэтичного сопровождения своих видеофильмов, в которых признавались в любви к своим мамам.

 В рамках празднования 9 декабря - Дня Героя Отечества первоклассники знакомились с Героем России Корольковым А.М., чьё имя носит наша школа и рисовали портреты героев. Ребята 2-х классов рассказывали о былинных героях и представляли на выставке портреты богатырей. Среди обучающихся Ребятам 3 классов предлагалась информация о великом непобедимом адмирале Ушакове, поэтому они представили на выставку-конкурс объёмные корабли. Ребята 4 классов делились знаниями о Героях нашего времени создав выставку портретных образов «Герои Отечества: их имена и подвиги», где рассказывали об особых чертах характера: доблести, мужества, решительности.


 Новогодний праздник – чудесный праздник, связанный с надеждами на лучшее в грядущем году, с ожиданием исполнения желаний в будущем году было проведено незабываемое мероприятие «Новогодние затеи». В конце четверти были подведены итоги самого яркого и волшебного конкурса новогодних игрушек «Лесная сказка» среди обучающихся 1-4 классов нашей школы.

Работаем над «шедевром» Работаем над «шедевром» Работаем над «шедевром» Работаем над «шедевром»
Работаем над «шедевром»

 Среди первых классов была организована экспресс - выставка новогодних узоров. Во 2-х классах выставка – сказка «Красота с небес спускается …». Ребята представили свои работы, которые были изготовлены из различных материалов. Обучающиеся 3 классов приняли участие в выставке – конкурсе «Академия новогодних затей» в которой делились новыми знаниями, техниками и опытом, ну а 4 классы впервые попробовали свои силы в цифровой выставке на которой представили ценные воспоминания родителей из прошлого. Ребята озвучивали открытки, перерисовывали сюжет и добавляли нотки современности.
 Согласно плану мероприятий культурно-просветительского проекта «Как много ещё у культуры задумок» в 3 четверти были запланированы мероприятия по следующим направлениям: «Прекрасный образ красоты», «Музейно-исторические выставки», «Главное слово в каждой судьбе». Целью каждого направления являлось раскрытие творческих способностей ребенка, бережного отношения к традициям семьи и своего народа, любви к родине.

Фотовыставка «Край любимый сердцу дорог» Фотовыставка «Край любимый сердцу дорог» Фотовыставка «Край любимый сердцу дорог» Фотовыставка «Край любимый сердцу дорог»
Фотовыставка «Край любимый сердцу дорог»

 В разделе «Прекрасный образ красоты» особенно ярко прошла фотовыставка «Край любимый сердцу дорог». Обучающиеся 1 – 4-х классов представили семейные фотографии из разных уголков нашей области, где особое место заняли фотографии с видом озера Байкал. Нет ничего дороже чем воспоминания из детства запечатленные в фотографиях о совместных семейных поездках.
 Ко дню защитника Отечества были организованы в которых дети создавали плакаты, коллажи, макеты военной техники, познавательные выставки на базе школьного музея Победы.

Ко дню защитника Отечества Ко дню защитника Отечества Ко дню защитника Отечества
Ко дню защитника Отечества

Самой запоминающейся выставкой была выставка военной техники. Было представлено большое количество моделей военной техники. Это и самолёты, и танки, и стрелковое оружие. Работы привлекли внимание своей точностью воспроизведения военной техники (ссылка на видео https://t.me/school37angarsk/5348).

 Одним из самых любимых праздников у детей является женский день «8 Марта». Нет ничего дороже, чем подарок, сделанный своими руками. С большой любовью   ребята подготовили выставку-подарок «Букет для любимой мамочки». Данная выставка не ограничилась только поздравительными открытками, но и созданием красивых букетов для мам и подарков-сувениров (ссылка на видео: https://t.me/school37angarsk/5967).
 В 4 четверти были запланированы мероприятия: «Я хочу зажигать звёзды!», «Помнит сердце, не забудет никогда», «Вернисаж творческих предпочтений». Целью которых является создание условий для формирования умений отображать выразительными средствами замысел творческого произведения, сохранение памяти о её героических событиях в художественных образах, развивать индивидуальный интерес к созданию оригинальных творческих работ.

Выставка «Я хочу зажигать звёзды!» Выставка «Я хочу зажигать звёзды!» Выставка «Я хочу зажигать звёзды!»
Выставка «Я хочу зажигать звёзды!»

 Раздел «Я хочу зажигать звёзды!» был посвящен Дню космонавтики, на котором ученики начальных классов, проявляя эмоциональный интерес к космической теме, выполняли различные работы из пластилина, воздушных шариков, создавали коллажи из текста, рисунка и других материалов. В классах были проведены интегрированные уроки по окружающему миру, технологии и литературному чтению «Живи Земля-планета добра и красоты», с целью понимания и восприятия красоты звездного пространства; была оформлена выставка «Астрологический прогноз для знаков зодиака»; представлены творческие доклады «Ступеньки судьбы» о роли выдающихся людей в освоении космоса. У некоторых ребят появилось желание стать космонавтом и побывать в открытом космическом пространстве.

Выставка «Помнит сердце, не забудет никогда!» Выставка «Помнит сердце, не забудет никогда!» Выставка «Помнит сердце, не забудет никогда!» Выставка «Помнит сердце, не забудет никогда!»
Выставка «Помнит сердце, не забудет никогда!»

 В преддверии великого праздника Дня Победы в разделе «Помнит сердце, не забудет никогда» ребята начальной школы сделали замечательные поделки, аппликации, рисунки, под руководством классного руководителя оформили окно Победы в своем кабинете. Через презентации, видеоролики, библиотечные уроки дети расширили свои знания о символах Победы: (георгиевская лента, звезда, гвоздика, белый голубь, береза). Каждая работа выполнена с любовью и несет тепло и доброту. Молодое поколение должно знать величие этого праздника и помнить о тех, кто подарил нам эту Победу, через свои переживания, трепетное и уважительное отношение к этому дню.

Подготовка к выставке
Подготовка к выставке

 Итогом учебного года стала персональная выставка работ одарённых детей «Вернисаж творческих предпочтений». Проведение выставки позволило привлечь к деятельности максимальное количество участников. Ребята показали свои творческие способности, раскрывая различные виды искусства. В процессе коллективного творческого труда вырабатываются такие ценные качества как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность. Все мероприятия, поведенные в учебном году, дали толчок проявить себя творчески в период летних каникул.
 Анализ показал, что выставка творческих работ школьников, несомненно, является одной из самых интересных коммуникативных средств для обмена информацией. Реализация культурно-просветительского проекта «Как много еще у культуры задумок» способствовала побуждению творческой деятельности обучающихся, раскрытию созидательной успешности, развитию творческих способностей.


  Педагог школы № 37 г. Ангарска Овчинникова Ольга Ивановна разработала и реализовала проект «Культура - воплощение Мудрости и Красоты».

Проект «Культура - воплощение Мудрости и Красоты»

 Совмещение участия в фестивалях и конкурсах культурной направленности с саморазвитием школьника – ключевая идея проекта. Погружение в мир искусства способствовало формированию у обучающихся мотивов осознанного и целенаправленного выбора произведений как основных источников информации.  

Проект «Культура - воплощение Мудрости и Красоты»

 В МБОУ «СОШ № 37» им. Королькова А.М, Героя РФ реализован комплекс взаимосвязанных мероприятий, следуя выстроенной последовательности действий, участники проекта осваивали познавательные задания, сопоставляли мнения различных авторов с собственным восприятием, выражали собственное мнение в практическом результате создавая анонс, эссе, презентацию или видеоролик.
 Взаимосвязь и взаимозависимость урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых участниками проекта, как в содружестве, так и индивидуально.
 В результате реализации проекта целевая группа участников проекта приобретает позитивный опыт общения с произведениями искусства, приобщается к музыкальным, литературным, живописным ценностям.
 Каждый этап проекта обозначен культурно-познавательными мероприятиями.

Проект «Культура - воплощение Мудрости и Красоты»

 Через создание рабочих продуктов: конспекта, сравнительной таблицы, набора карточек, текстовых зарисовок, видео, аудио материалов происходит успешная социализация, социальное взросление школьников.  Предполагая, что в произведениях искусства в специфической образной форме отражается историческая эпоха, ее неповторимый социально-психологический колорит школьники осуществляли поиск смысловых ориентиров через просмотр видеофильмов, изучение искусствоведческой литературы, анализ литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
 Главной целью V Всероссийского конкурса для молодежи «Читаем Николая Рериха» было привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышения мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха. Эта тематика оказалась созвучна с исканиями школьников.
 Одиннадцать десятиклассников приняли участие в конкурсе, выбрав номинацию «Читайте Николая Рериха!». Школьники разработали анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению».
 Участники проекта окунулись в историю XIX века, побывав на Пушкинском балу. Галантные кавалеры, изящные девушки смогли насладиться поэзией, музыкой, романсами эпохи Пушкина, получить незабываемые впечатления (Ссылка на видеоматериал: https://t.me/school37angarsk/5061?single).
 В VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодёжи «Роль учителя в развитии человечества» школьники нашей школы делились своими взглядами на проблему образования в стране, высказали своё мнение, каким должен быть учитель, чтобы завоевать любовь и доверие школьников. Мясникова Диана рассуждала о равенстве между словами «подвиг» и «героический поступок»? Антипин Матвей определял грани учительского мастерства, сравнил учителей с героями, которые каждый день совершают подвиг во имя спасения человеческой души. Бурундукова Дарья размышляла о том, как сердце умеет расти в упражнении добра.
 В рамках II Регионального конкурса «О человеке нового времени. Подвиг во имя жизни» классные коллективы 10 МВД и 10 Б класса изучали жизнь и творчество историка, индолога, крупного философа, выдающегося исследователя жизни и творчества семьи Рерихов, писателя, путешественника, общественного деятеля - Людмилы Васильевны Шапошниковой. Классный час «Дух, горящий творческим огнем…», был посвящен юбилею Людмилы Васильевны. Ребята анализировали как слово становится оружием Света, вернейшим средством борьбы с маловерием. Определяли роль Людмилы Васильевны в популяризации трудов семьи Рерихов, восторгались мужественностью, многогранностью её личности (Ссылка на материалы: https://disk.yandex.ru/d/Q-Ez19MXfcxJvw).

 18 марта учащиеся 10 МВД классов Дронов Арсений, Мясникова Диана, Бурундукова Дарья приняли участие в Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая проводилась при поддержке Международного Центра Рерихов.

Социокультурное образовательное пространство
Социокультурное образовательное пространство

 Философ Павел Флоренский, искатель нравственной свободы, так определяет Красоту: «Красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность», а Николай Рерих утверждал: «Культура — это и пробный камень молодости сердца». Построение социокультурного образовательного пространства вносят в жизнь школьников позитивный опыт взаимодействия, является источником социального взросления. Надеемся, что реализация проекта «Культура - воплощение Мудрости и Красоты» приблизило школьников к умению принимать культурное наследие, обогатила интеллектуальные ресурсы участников проекта, наполнила сердца эмоциональной чуткостью.

 Педагоги гимназии № 44 г. Иркутска, руководители ансамбля танца «Дети Солнца» - Любовь Ильинична, Владимир Дмитриевич, Дарья Владимировна Дорохины разработали и реализовали проект «Воспитание культурного человека».
 Разработчики проекта являются активными организаторами и участниками культурно-просветительских мероприятий. Педагоги приняли участие в организации и проведении Всероссийской научно-практической конференции для молодёжи «Роль Учителя в развитии человечества» на базе гимназии 44 г. Иркутска.
 В рамках Дня Культуры под знаменем Мира Л.И. Дорохина провела беседу с учащимися 1-4 классов гимназии «Пакт Рериха. Мир через Культуру». http://irkto.ru/index.php/deyatelnost/410-pakt-rerikha-mir-cherez-kulturu-beseda-o-vazhnom
 Из прошедшей беседы дети узнали о великом нашем соотечественнике, художнике, путешественнике, общественном деятеле – Николае Константиновиче Рерихе. О том, почему у него возникла идея этого юридического документа, почему символом Пакта Рериха и Знамени Мира был взят знак триединства – три круга в едином кольце, исполненные в красном цвете на белом фоне.  Ребята активно отвечали на вопросы ведущего: что такое Культура? Что отличает человека от животного? Чем важна Культура для отдельного человека и всего человечества? Как Культура способствует миру во всём Мире?
 По окончании беседы ребятам было дано домашнее задание – поразмышлять над вопросами: «Что такое Культура»? и «Как сохранить мир во всём Мире»?

Всероссийская научно-практическая конференция для молодёжи «Роль Учителя в развитии человечества» на базе гимназии 44 г. Иркутска

 В рамках проекта были организованы сменные выставки картин и фотографий  по теме проекта на базе гимназии и проведены экскурсии по ним.
 14 октября 2022 года в гимназии № 44 г. Иркутска прошло открытие выставки репродукций картин великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля, путешественника Николая Константиновича Рериха, посвящённая 148-летию со дня рождения художника. На выставке представлены картины из серии «Знамёна Востока», «Гималаи» и картины Индийского периода художника. https://gym44irk.ru/novosti/velikoe-iskusstvo-detyam
 До конца первой  четверти её посетило около 150 человек. После просмотра выставки и экскурсии ребята поделились своими отзывами. http://mir-kultura.ru/index.php/vystavochnaya-deyatelnost/126-zhivitelnaya-vlaga-iskusstva

 28 ноября 2022 года в Гимназии № 44 г. Иркутска состоялось открытие фотовыставки «Герой Духа», посвящённой учёному востоковеду, путешественнику, незаурядному философу, общественному деятелю – Людмиле Васильевне Шапошниковой https://gym44irk.ru/novosti/o-geroizme-na-poprishche-kultury
 В ходе проведения выставки учащиеся гимназии познакомились с необыкновенными событиями биографии Людмилы Васильевны, которые случались с ней с младенчества и до конца жизни. Восхитились чертами  характера, помогающими ей преодолевать трудности и достигать поставленные перед собой цели. Высоко оценили огромный вклад, который она внесла в возвращение, популяризацию и защиту имени  и наследия семьи Рерихов, как в России, так  и во всём мире.
 По итогам выставки «Герой Духа» учащиеся 5-х классов поделились своими впечатлениями. https://gym44irk.ru/novosti/eshche-raz-o-geroyakh-dukha

 6 февраля была проведена выставка картин Н.К. Рериха из серии «Древняя Русь и былинные богатыри». Выставка получила множество положительных откликов https://gym44irk.ru/novosti/otkrytie-vystavki-kartin-n-k-rerikha-drevnyaya-rus-i-bylinnye-bogatyri
 Четыре человека из ансамбля танца «Дети Солнца» участвовали во Всероссийском конкурсе «Читаем Н.К. Рериха». Галузо Влад занял 2 место, Шапиро Даша 3 место, Ващук Алёна и Бадюлина Лиза были его участниками.
Воспитанники ансамбля танца «Дети Солнца» под руководством педагогов приняли участие в научно-практической конференции для молодёжи «Роль Учителя в развитии человечества». Гильманшина Алиса заняла 1 место, Шапиро Ксения и Шабалина Таисия 3 место. Руководитель Алисы написал статью на школьный сайт https://gym44irk.ru/novosti/uchitel-vechen-na-zemle. http://irkto.ru/index.php/deyatelnost/406-uchitel-vechen-na-zemle.

 Педагогами ансамбля танца «Дети Солнца» из гимназии № 44 г. Иркутска - Любовь Ильиничной, Владимиром Дмитриевичем, Дарьей Владимировной Дорохиными был разработан и реализован еще один проект «Сами книгу создадим».
 Руководитель коллектива Любовь Ильинична Дорохина пишет детские стихи, которые выкладывает в родительскую группу. Они нравятся детям и многим родителям, от которых стали поступать предложения напечатать книгу, чтобы иметь её дома. Встал вопрос оформления. Детские книги должны быть яркие с интересными картинками в хорошем оформлении, так как половина успеха детской книги зависит от художника. Кто возьмётся за это творческое, ответственное и трудоёмкое дело? Возникла мысль: «А почему бы самим детям не нарисовать картинки к стихам? К этому процессу может подключиться вся семья».
 Во время осеннего слёта «планеты Доброты» Дорохиной Л.И. был проведён мастер-класс по созданию книги силами участников слёта. Дети рисовали картины к стихам Л.И. Дорохиной. Каждый ребёнок выбрал стихотворение по вкусу и оформил его. Было создано две книги о животных: для детей 2-4 лет и для детей от 6 лет.

Проект «Сами книгу создадим»
Проект «Сами книгу создадим»

 По второй книге, которую оформляли взрослые ребята, были сделаны научные доклады по каждому животному из книги. На титульном листе были напечатаны фамилии авторов рисунков. Книги получились интересными и красочными. Дети с удовольствием читали их в течение всего слёта. Об этом мастер-классе упоминается в статье «Каникулы на Байкале» http://planetadobroty.ru/index.php/22-slet.

 Учитель начальных классов Любовь Анатольевна Тюменцева и педагог дополнительного образования Дома детского творчества № 5 г. Иркутска Дина Геннадьевна Папана разработали и реализовали в течение учебного года проект «Культурное наследие - капитал невозместимой ценности для молодого поколения России».

Проект «Культурное наследие - капитал невозместимой ценности для молодого поколения России»

 Проект был создан как целостная система приобщения детей к культурному наследию малой Родины, введения в мир художественных образов, эффективного использования литературного, музыкального, художественного, театрального и исторического культурного наследия нашего города; создаёт условия для духовного и культурного развития обучающихся НОО.
 Данный проект помогает обеспечить младшим школьникам эмоциональные контакты с культурными, историческими и экологическими ценностями, поднимаясь по ступенькам познания личных связей с миром духовных и нравственных образов.
 Проект реализовывался по нескольким направлениям деятельности:
1.    Работа над культурой речи;
2.    Работа по культуре экологии;
3.    Знакомство с культурным наследием Н. Рериха;
4.    Работа по изучению истории культурных традиций нашего города, знакомство с историческими памятниками нашего города.

 1. Работа над культурой речи
Цель - воспитание интереса и любви к родному языку, через приобщение к искусству.
В рамках этого направления были проведены:
Родительские собрания: «Родительское слово. Его сила и значимость», «Как отзовется наше слово», «О слове, языке, культуре», «Вред бранных слов», «Развитие культуры речи в семье».
Беседы о значении чистой речи в жизни человека.
Создание стенгазеты: «Ваше Величество Слово»

Создание стенгазеты: «Ваше Величество Слово» Создание стенгазеты: «Ваше Величество Слово»
Создание стенгазеты: «Ваше Величество Слово»

Выставка рисунков: «За чистое Слово»
Игры «Дополни слово», «Слова-перевертыши», «Подбери слово»
Конкурс сочинений, эссе «Великий и могучий русский язык»
Составление буклета: «Ваше величество – Слово»
Создание памятки для учащихся «Береги русский язык»
Проведение классного часа «Культура слова»

Проведение классного часа «Культура слова» Проведение классного часа «Культура слова»
Проведение классного часа «Культура слова»

 2. Работа по культуре экологии
Цель -расширять представления учащихся о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
Создание программы факультативного курса «Ваше Величество Природа».
Беседы:  «Планета Земля – общий дом для всех жителей», «Заходя в зеленый дом, грязь не оставляйте в нем»; «Можно ли жить без воды»;
Художественная выставка из природных материалов «Природа и фантазия».

Художественная выставка из природных материалов «Природа и фантазия»
Художественная выставка из природных материалов «Природа и фантазия»

Эколого-краеведческая выставка-конкурс «Живи, Байкал»
Фотовыставка – конкурс рисунков «Защитим свою  планету».
Дидактические игры: «Стань другом природы!»; «Экологические пирамиды»
Познавательные занятия:  «Праздник Земли»

Познавательные занятия:  «Праздник Земли» Познавательные занятия:  «Праздник Земли»
Познавательные занятия:  «Праздник Земли»

Викторины: «Знатоки природы», «Тропа юных экологов»
Просмотр презентаций:  «На что похожа наша планета»
Просмотр мультфильмов:  «Беги, ручеёк!»
Рисование экологических знаков

Рисование экологических знаков Рисование экологических знаков
Рисование экологических знаков

Создание стенгазет на экологическую тему.

Создание стенгазет на экологическую тему
Создание стенгазет на экологическую тему

Пластилинография, плоскостное  моделирование, составление сюжетов из мозаики: «Земля- наш общий дом»
Подборка музыкальных произведений для детей на экологическую тематику.

 3. Знакомство с культурным наследием Н. Рериха
Цель – развитие творческого потенциала через художественные произведения.
Принятие участия в конкурсах, посвященных творчеству Николая Рериха.
- «Читаем Н. Рериха».
- Подготовка театрализованного представления «Царь Соломон и удоды».
- Проведение мероприятия «День Культуры под знаменем мира («День Земли»).

Проведение мероприятия «День Культуры под знаменем мира («День Земли») Проведение мероприятия «День Культуры под знаменем мира («День Земли»)
Проведение мероприятия «День Культуры под знаменем мира («День Земли»)

- Создание из глины декоративного панно по картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма»

Создание из глины декоративного панно по картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» Создание из глины декоративного панно по картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма»
Создание из глины декоративного панно по картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма»

 4. Работа по изучению истории культурных традиций нашего города, знакомство с историческими памятниками нашего города.
Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Разработка и создание дидактического игрового пособия «Азбука юного иркутянина», где на каждую букву алфавита представлен культурный объект нашего города. Дети не только играют, но и знакомятся с достопримечательностями города и историческим наследием.

Участие педагогов в НПК по теме «Чистота русской речи»
Участие обучающихся в НПК на экологические темы
Участие в городских конкурсах по теме проекта
Выставка – иллюстраций «Герои земли иркутской»
- Участие в субботниках по благоустройству территории школы и поселка.

 В МБДОУ г. Иркутска детском саду № 116 с сентября 2022 по май 2023 года для воспитанников от 4 до 7 лет был реализован проект «Культура и традиции русского народа».
 Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами  приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры.
 Задачи проекта:
1.    Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
2.    Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
3.    Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
4.    Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к  русским народным подвижным играм;
5.     Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.         
6.    Привлечь  родителей  к сотрудничеству в воспитательно- образовательном  процессе,  в оказании     помощи  по созданию в группе предметно – развивающей среды,   к  активному  совместному участию  в праздниках, играх.
7.    Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

 В рамках проекта в нашем детском саду были проведены циклы занятий по темам:
 1. Русский быт. Праздники
 Воспитатели:  Баликевич Наталия Анатольевна, Чистякова Ирина Анатольевна, Черкашина Юстина Сергеевна и музыкальный руководитель - Колган Алёна Александровна подготовили и провели с детьми цикл развлечений на тему: «Русская изба». На которых,  педагоги познакомили детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением,  изготовили макет русской избы.
 По итогу проведенных мероприятий у детей  сформировались  представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.

Русская изба
Русская изба
Русская изба
Русская изба

 2. Народные промыслы. Народная кукла
 Воспитатели: Хромова Надежда Леонидовна, Щеглова Татьяна Михайловна, Язикова Ирина Александровна в рамках проекта познакомили детей средних и старших групп, а так же родителей воспитанников с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек. Провели мастер-классы по темам: «Игрушка своими руками», «Народная игрушка»
 Организовали выставку творческих работ «Русская игрушка»

Русская игрушка
Русская игрушка
Русская игрушка
Русская игрушка
Русская игрушка

 3. Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки.
 Воспитатель - Бутакова Нина Анатольевна и музыкальный руководитель - Ванина Елена Анатольевна  познакомили детей подготовительных групп с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, научили объяснять их значение.
 Занятия вызвали у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях.

Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки

 4. Русские народные подвижные игры.
 Воспитатели: Зверева Любовь Михайловна, Муратова Светлана Александровна, инструктор по физической культуре – Шульгина Оксана Богдановна познакомили детей всех возрастных групп с русскими народными подвижными играми и провели спортивные развлечения: «Народные игры», «Масленица»

Русские народные подвижные игры
Русские народные подвижные игры
Русские народные подвижные игры

 5. Русские народные сказки.
 Воспитатель - Баликевич Наталия Анатольевна, музыкальный руководитель - Колган Алёна Александровна за учебный год в рамках проекта подготовили с детьми подготовительной группы два спектакля по русским народным сказкам, где главными героями выступали дети группы.
 В ходе мероприятий педагоги  познакомили детей с многообразием русских народных сказок, научили передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз, вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Русские народные сказки
Русские народные сказки

 6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
 Для вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс педагогами были организованы мероприятия:
 Оформлены  стенды в родительском уголке по устному народному творчеству.
 Проведены  родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;  «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».
 Организована беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
 Проведены консультаций:  «Народные игры»,  «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»,  «Русские народные праздники»,  «Из истории русского народного костюма», «Русская народная игрушка» др.

Взаимодействие с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников

 На заключительном этапе нами был проведен мониторинг уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.
 Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям  русского народа был представлен  на педагогическом совете учреждения, а так же на методическом объединении педагогов округа и  студентам педагогического колледжа города Иркутска.
Итоговым мероприятием данного проекта стало развлечение с воспитанниками всех возрастных групп  «Культура и традиции русского народа».

Культура и традиции русского народа

 В МБДОУ г. Иркутска детском саду № 114 воспитателями Лукьяновой - Еленой Александровной, Сусловой Кристиной Юрьевной, педагогом-психологом - Балобиной Алевтиной Анатольевной с сентября 2022 по май 2023 года для воспитанников 3-4 лет был реализован проект «Культурные дети – культурная страна!»
 Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста.
 В рамках реализации проекта «Культурные дети – культурная страна!» были проведены разные мероприятия по формированию навыков культурного поведения у воспитанников второй младшей группы № 12 «Нерпенок».

Здравствуйте! Познакомьтесь, это Мы!

Вторая младшая группа № 12 «Нерпенок»
Вторая младшая группа № 12 «Нерпенок»

 Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Культура поведения, речи
Игры и общение с друзьями

Игры и общение с друзьями
Игры и общение с друзьями

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры

Культурная речевая лексика

 Дидактическая игра «Вежливые слова»
 Цель: создать условия для формирования культурной речевой лексики.
 Задачи:
 - Формирование понятийного аппарата «Вежливые слова».
 - Воспитание речевой культуры средствами художественного слова.
 - Закрепление получаемых знаний в  игровых ситуациях и впоследствии, в межличностных отношениях с окружающими.

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры

Драматизация сказок

Драматизация сказок
Драматизация сказок
Драматизация сказок
Драматизация сказок

Культурно-гигиенические навыки
Развитие навыков самообслуживания

Культурно-гигиенические навыки. Развитие навыков самообслуживания
Культурно-гигиенические навыки. Развитие навыков самообслуживания

Культура поведения относительно братьев наших меньших.

 Занятие с элементами сказкатерапии «Киска в гости к нам пришла»
 Цель: формировать доброжелательное отношение к животным (на примере домашнего животного – кошечки)
 Задачи:
 -  Помочь почувствовать и пережить разные состояния животных: когда плохо, а когда хорошо.
 - Воспитание доброжелательного отношения к животному через эмоционально-речевые модуляторы.
 - Закрепление положительных эмоций через игровые приемы: пальчиковая гимнастика, игра малой подвижности и т.д.

Культура поведения относительно братьев наших меньших
Культура поведения относительно братьев наших меньших

Культура трудовой деятельности.
Труд на участке, игры

Культура трудовой деятельности. Труд на участке, игры
Культура трудовой деятельности. Труд на участке, игры

«Огород на окне»

«Огород на окне» 
 «Огород на окне»
 «Огород на окне»
 «Огород на окне»

Культура общения

 Воспитанники и педагоги группы приняли участие во Всероссийском  марафоне «Книговорот Дружбы», посвященном Международному Дню книгодарения, который отмечается 14 февраля. Подготовили послание и книги «Родная Природа», «Цветик Семицветик» для ребят детских садов г. Владивосток и г. Хабаровск. А сами ребята, так же получили посылку с книгой из г. Ханты-Мансийск. Педагоги и воспитанники 2-ой младшей группы «Нерпенок» во Всероссийском марафоне представляли город Иркутск и по результатам онлайн-голосования  набрали большее количество голосов и стали победителями. Получили диплом настоящих друзей хорошей книги, познакомились с новыми друзьями, с которыми в дальнейшем могут общаться, а также получили ценный приз от Издательства «Просвещение – Союз».

Марафон «Книговорот Дружбы»

Марафон «Книговорот Дружбы» Марафон «Книговорот Дружбы»
Марафон «Книговорот Дружбы» Марафон «Книговорот Дружбы»
Марафон «Книговорот Дружбы» Марафон «Книговорот Дружбы» Марафон «Книговорот Дружбы»

Культура межличностных отношений на уровне: ребенок – родитель, в целом межличностные отношения в семье.

 Арт – терапия Рисование
 Тема:  «Мама – Солнышко мое, а я лучик ее»
 Цель: создать условия для формирования и закрепления межличностных отношений между ребенком и мамой.

Арт – терапия Рисование Арт – терапия Рисование

 Погружая, детей в мир искусства мы создаем благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой формируется не только эстетический вкус и творческие способности, но и развивается воображение, фантазия, расширяется кругозор, виденье красоты.

«Наш Вернисаж» «Наш Вернисаж»

«Наш Вернисаж»

«Наш Вернисаж» «Наш Вернисаж»

Межрегиональный фестиваль «День Культуры под Знаменем Мира»

 Педагоги провели тематическое занятие, на котором дети получили представления о нравственности, о красоте. Ведь чем раньше начинается привитие навыков культуры детям, тем больше шансов на то, что ребенок вырастет культурной личностью.

Межрегиональный фестиваль «День Культуры под Знаменем Мира»
Межрегиональный фестиваль «День Культуры под Знаменем Мира»

Культура бережного отношения к окружающему миру

 Группу посетил почетный гость Остриров Виктор Ефимович, ребенок Великой Отечественной Войны, капитан дальнего плавания, почетный гражданин г. Корсакова Сахалинской области, занесен в энциклопедию «Лучшие люди России», изданную в 2004 г., администрацией президента РФ 2006г. Награжден орденом «Меценат 5-ой степени» с присвоением звания «Добрый ангел России». Встреча была приурочена к 78-ой годовщине Победы в ВОВ. Дети с большим интересом рассматривали фотографии и слушали рассказ Виктора Ефимовича о его жизни в военные годы, о его профессии капитана корабля. Виктор Ефимович подарил свою книгу «Воспоминания капитана дальнего плавания». Дети поздравили и спели песню, про День Победы, надеемся на дальнейшее общение.  

Культура бережного отношения к окружающему миру
Культура бережного отношения к окружающему миру
Культура бережного отношения к окружающему миру

 Первоначальная решающая роль в воспитании ребенка, конечно, принадлежит семье.
 Педагоги провели «Мастер-класс», «Круглый стол», родительское собрание по формирование культуры поведения у детей, провели консультацию «Плохое поведение. Причины?». Такие встречи сближают, располагают к сотрудничеству, через различные виды творчества прививают красоту, аккуратность, уважение друг к другу, культуру общения и речи.

Работа с родителями

Работа с родителями Работа с родителями
Работа с родителями Работа с родителями

Мы растем – Культуру познаем!

Мы растем – Культуру познаем!

 Подведение итогов Всероссийского проекта «Страну Культуры построим всем миром»
 По итогам Всероссийского проекта «Страну Культуры построим всем миром» был проведен конкурс представленных проектов по 3-м номинациям и были выявлены следующие победители и призеры:
    Номинация 1 «Учреждение культуры»
    1 место - МБОУ «СОШ № 37» имени Королькова Аркадия Михайловича, Героя Российской Федерации, Ангарск
    2 место - ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга
    3 место - МБДОУ г. Иркутска детский сад № 116
    Номинация 2. «Коллектив культуры»
    1 место - Региональная общественная организация Рериховское общество «Гармония»
    Номинация 3. «Педагог культуры»
    1 место - Овчинникова Ольга Ивановна, учитель ИЗО, МХК, ОДНКНР МБОУ «СОШ № 37» им. Королькова А.М., Героя РФ
    2 место - Дорохина Любовь Ильинична, Дорохин Владимир Дмитриевич, Дорохина Дарья Владимировна, педагоги дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска
    3 место - Папана Дина Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО г. Иркутска ДДТ № 5, Тюменцева Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 42
    3 место – Лукьянова Елена Александровна, Суслова Кристина Юрьевна, воспитатели МБДОУ г. Иркутска детский сад № 114, Балобина Алевтина Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад № 114
 Все участники, представившие отчеты по реализации проектов, будут награждены дипломами победителей и участников.

 Выражаем глубокую признательность всем участникам Всероссийского проекта «Страну Культуры построим всем миром» за сотрудничество, интересные творческие идеи, педагогические находки, за представление собственного опыта воспитания культурного человека.
 Приглашаем всех коллег принять участие во Всероссийском проекте «Страну Культуры построим всем миром» в следующем учебном году. Будем вместе, в радостном труде приближать то время, когда наша страна станет страной Культуры!


 

Новости фестиваля

Поиск