«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных,
именно к этим светлым прибежищам устремляется дух cмущенный».
Н.К. Рерих

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Читайте Николая Рериха!

По итогам VI Всероссийского конкурса «Читаем Николая Рериха»

«Читайте, обязательно читайте произведения Николая Рериха! Размышляйте о вечном!
Читайте строки Николая Рериха без спешки, вдумчиво, окружите себя уютными вещами...
Вам станет тепло и уютно и тогда литературные строки коснутся вашего сердца.
Вернитесь к прочитанному через несколько дней, придет осмысление.
Запомните эти ощущения открытия и принятия литературных строк».

Мария Бугаева и Ульяна Гилева, учащиеся 10 Б класса школы № 37 г. Ангарска, победители конкурса

 VI Всероссийский конкурс «Читаем Николая Рериха» с Международным участием для школьников, студентов и взрослых проводился в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру».

 Николай Константинович Рерих вошел в историю как выдающийся гуманист, общественный деятель, художник, ученый, философ, педагог, создатель многих литературных произведений, инициатор Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирное время.

 Н.К. Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс.

 Великий русский художник, ученый и философ Н.К. Рерих большое внимание уделял молодежи, он говорил: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодёжью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир, и, когда их можно хвалить, наши сердца наполняются надеждой».

 Организаторами конкурса выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры»; Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».

 Цель конкурса: привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышение мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха.

 В конкурсе приняли участие 127 участников: из Минска (Респ. Беларусь), Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Республики Бурятия, Канска Красноярского края из городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Шелехова, Слюдянки, Черемхово, Тулуна, а также из Слюдянского, Заларинского, Куйтунского, Чунского районов.  

 На конкурс было представлено 102 работы в разных номинациях, из них: 88 индивидуальных и 14 групповых работ. Возраст участников не ограничен. Победители определялись по возрастным категориям: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет), старшая (16-19 лет), взрослая (старше 19 лет), взрослые и дети.

 Участниками первой номинации были представлены мини-фильмы по книге, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях.

 Что является истинным в нашей жизни, а что ее отражением? Интересное размышление на эту тему было проведено учащимся 3 класса школы № 37 г. Ангарска Тимуром Буяновским  совместно со своим дедушкой по мотивам стихотворения Н.К. Рериха «Не закрой».


 Какова ценность всего живого, ценность человеческой  жизни? Об этом задумался Артём Галицкий, учащийся 1 класса школы № 42 г. Иркутска.

 Я - начинающий живописец, мне нравится, когда на белом бумажном листе рождается реальность, воплощается фантазия. Хорошая творческая работа требует много сил и энергии. Как быть, если нет сил, а нужно продолжить начатое? Откуда же взять силы? - размышляет Артем Посашков, учащийся 4 класса школы № 37 г. Ангарска. И приводит совет Н.К. Рериха: «Да все из того же царства тридесятого».

 Во второй номинации участниками были представлены презентации с цитатами, иллюстрациями, фотографиями.

 Велика сила мысли и созидания Николая Рериха. Помимо всех прочих талантов Николай Рерих обладал даром писателя. Из-под его опера вышло много произведений: рассказы, сказки, эссе, притчи, повести, пьесы, стихи. Учащийся лицея ИГУ г. Иркутска Луковников Никита размышляет о литературном наследии Н.К. Рериха.

 Николай Константинович Рерих — человек обладающий энциклопедическими знаниями и многосторонними дарованиями: живописец, писатель, разносторонний ученый, путешественник, передовой мыслитель, общественный деятель планетарного масштаба. Великий творческий путь Н.К. Рериха был прослежен Натальей Алексеевной Авдеевой из Канска Красноярского края в работе «За мир и Культуру!»

 62 видеоролика с чтением произведений Н.К. Рериха были представлены в третьей номинации в разных возрастных группах. Участники учили произведения Н.К. Рериха наизусть, вживались в смысл сказанного, старались прочувствовать прочитанное.

 Что такое счастье и есть ли у тебя друзья в тот момент, когда ты счастлив? Какой должна быть настоящая дружба? Этим важным вопросам посвящено произведение Н.К. Рериха «Гримр-викинг». Размышляла на эту тему ученица школы № 42 г. Иркутска - Элен Бадалян.

 «Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем» - писал Н.К. Рерих. Денис Афанасьев ученик 4 класса школы № 5 г. Черемхово выразил глубокое уважение к произведению Николая Константиновича «Русский язык», выразил свою любовь к Родине, к русскому языку.

 Радость познания, устремления ко всему светлому, духовного совершенствования звучит в стихотворении Н.К. Рериха «Веселися». Эту радость удалось передать ученице гимназии Шелеховского района Виктории Черкасовой.

 Может ли не быть границы у царства? Может ли не быть предела мудрости царя? Ученица гимназии 44 г. Иркутска, Мирра Лямина с вдохновением читает притчу Николая Рериха «Граница царства».

 Тяжела ли царская корона? Ответ на этот вопрос можно найти в притче Николая Рериха «Царь Соломон и удоды», прочувствованно она звучит в исполнении Алены Дугиной, учащейся школы № 1 г. Тулуна.

 Тема знамений заинтересовала Эвелину Егорову, учащуюся школы № 53 г. Иркутска. Как они появляются и что означают? Побольше узнать об этом можно из очерка Н.К. Рериха «Знамения».

 В жизни так много чудесного и удивительного, только нужно обратить внимание, может быть оно адресовано нам? В исполнении Виктории Загаевской, ученицы школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ прозвучало стихотворение Н.К. Рериха «Нам», руководитель Меерович Мария Александровна.

 Илью Коновалова, ученика 8 класса школы № 5 г. Черемхово глубоко затронула очень важная тема  сохранения культурных сокровищ.
«Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
Кто же поднимет Знак Мира,
Знак Сохраненья Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь
Знамя поднять, знак созиданья народам?»
 Эти строки из стихотворения Н.К. Рериха «Владычица Знамени Мира», в исполнении Ильи звучат как глоток свежего воздуха, как спасительный якорь в мире разбушевавшихся стихий, как выход из создавшейся ситуации и спасение…

 Размышления о человеке, о человеческом достоинстве, наполняет повесть Н.К. Рериха «Пламя». «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, темные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте…» Отрывок из повести Н.К. Рериха «Пламя» звучит в исполнении участниц ансамбля танца «Дети Солнца» гимназии № 44 г. Иркутска.

 В эпическом произведении «Славное Сибирское Казачество» Н.К. Рериха, читателю представляется увлекательное историческое путешествие в мир Сибирского казачества. Автор подробно описывает мужество, преданность и духовные качества казаков, а также их роль в истории Сибири и России в целом. Матвей Антипин, ученик 8-го класса школы № 37, исследует мир казачества, его историю, культуру и вклад в формирование России.

 О времени и временных сроках рассуждает Беняш Роман, учащийся 8 класса школы Поселья Республики Бурятия.

 «Нынче исполнилось четверть века наших странствий – пишет Н.К. Рерих. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности». Ученик 9 класса школы № 5 г. Черемхово Максим Гаранин проникся очерком Н.К. Рериха «Четверть века», размышляя о том, как много сделано великими людьми, многое открыто. Удивило то, что вся семья Николая Константиновича талантлива, каждый в своём направлении.

 «Славу Чингису поем. Мудрости его пояс возносим. О народе думает хан, о силе, о богатстве, о славе народа думает Чингис…». В очерке «Монгольская песня» Н.К. Рерих стремиться передать мудрость Чингисхана, который умом и хитростью не дает расколоться древнему роду. Ведь от этого зависит будущее Монголии. Данный очерк заинтересовал Вячеслава Хайхадаева, учащегося 10 класса школы Поселья Республики Бурятия.

 «Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется…». В каждом человеке, вещи, поступке мы должны находить доброе. Не надо служить культу худшего. Мы должны «учится радости, учится видеть лишь бодрое и красивое...» Над очерком Н.К. Рериха «Глаз добрый» задумалась Анна Полевик, ученица 10 класса школы № 1 г. Тулуна.

 «Накануне Нового Года повелительно скажем: любите Родину!... Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…». Н.К. Рерих и Россия, Родина - тема очень значимая, благодаря могучему и многостороннему таланту Н. Рериха и великой России, которая была ему Родиной по рождению и убеждению. Очерк Н.К. Рериха «Любите Родину» прозвучал в исполнении Виктории Беликовой, ученицы 10 класса школы № 1 г. Тулуна.

 Нам сказали: «Нельзя». Но мы все же вошли. Мы подходили к вратам. Везде слышали слово «нельзя». Стихотворение Н.К. Рериха «На последних вратах» склоняет к размышлению о многочисленных препятствиях, которые могут быть у человека на пути и о их преодолении. Стихотворение исполнено студентами группы А-321 Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

 «Плакать хотел ты и не знал, можно ли?.. Тебе хотелось плакать над безвинно погибшими… над молодыми борцами за благо». Можно ли плакать на людях, даже если источник слез прекрасен? Об этом проникновенно размышляет Владислав Ангарский, студент Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

 «В жизни так много чудесного… Каждое утро мимо нашего берега проплывает неизвестный певец… и всегда звучит новая песнь». Замечаем ли мы то, что происходит вокруг? Может быть эта песня звучит для нас? Стихотворение Н.К. Рериха звучит в исполнении Сергея Яхно, студента Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

 Цикл стихов «Мальчику» Н.К. Рериха заслуживает особого внимания.
 «Ошибаешься, мальчик! Зла — нет. Зло сотворить Великий не мог. Есть лишь несовершенство. Но оно так же опасно, как-то, что ты злом называешь…»
О происхождении зла и о роли в этом человека размышляет Анастасия Селянгина, студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

 «Не беги от волны, милый мальчик. Побежишь — разобьет, опрокинет. Но к волне обернись, наклонися и прими ее твердой душою…». Над тем, как преодолевать препятствия, удары судьбы задумалась Анастасия Седых, студентка Иркутского регионального колледжа педагогического образования

 Четвертая номинация «Читайте Николая Рериха!» подразумевает  анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению. Данная номинация не из простых, она заставляет задуматься, прочитать массу материала, переработать его и предложить читателям.

 Ребята из школы № 37 г. Ангарска – Данил Лоскутников, Матвей Коконов, Егор Вештабей заслуживают особой похвалы, они дерзнули найти ключ к пониманию творчества Н.К. Рериха. Что самое интересное – им это удалось! Ребята рассказали о самых значительных произведениях Николая Рериха, в которых действительно находится ключ к пониманию его творчества.

 Мария Бугаева и Ульяна Гилева, обучающиеся 10 класса школы № 37 г. Ангарска, делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении Н.К. Рериха «О вечном». Вызывающий глубокое уважение, Николай Рерих открывается читателям как мастер слова. Прочесть, а главное - осмыслить литературные строки непросто, но очень притягательно!
 Мария и Ульяна дают читателям совет: «Читайте строки Рериха без спешки, вдумчиво, окружите себя уютными вещами, укутайтесь в плед, негромко включите приятную мелодию. Вам станет тепло и уютно и тогда литературные строки коснутся вашего сердца. Вернитесь к прочитанному через несколько дней, придет осмысление. Запомните эти ощущения открытия и принятия литературных строк. Читайте, обязательно читайте произведения Рериха! Размышляйте о вечном!»

 Какая причина, что человеку советуют повторять ежедневное действие? Возможно, вглядеться в день новый и добавить свое суждение, вслушаться в шум ветра и услышать собственные мысли. На такие размышления Сергея Кондратовича из школы № 37 г. Ангарска натолкнуло стихотворение Н.К. Рериха «Повторяешь».

 В пятой номинации необходимо было представить театральную постановку по произведению Николая Рериха.
Было это в Индии очень давно. Когда у царя родился сын, на него было наложено заклятие. После прохождения трудностей, испытаний, заклятие было снято. Царский сын уже вырос и наполнил землю свою решениями самыми мудрыми. Эта история заинтересовала учащихся Дома детского творчества № 5 г. Иркутска: Марию Марутину, Ивана и Сергея Комаровских, Андрея Сапрыкина и танцевальную группу «Uni Ритм», которые представили театральную композицию по произведению Н.К. Рериха «Граница царства».

 Номинация 6. Слово о Н.К. Рерихе впервые появилась в этом году.

Литературно-художественная композиция «Николай Рерих - Человек Мира», подготовленная Еленой Викторовной Вовнейко с учащимися школы № 218 г. Минска знакомит с жизнью и творчеством Николая Рериха, с его вкладом в мировую сокровищницу культуры. «Поднимая Знамя Рериха мы выступаем за мир и созидание во всем мире» - говорят участники.

 Искусство имеет огромную силу вдохновлять и объединять людей вокруг общих ценностей. Человек, любящий Родину, защищает её интересы как свои личные. Словом, кистью выражает свою любовь. Любовь к Отечеству, любовь к Человеку - самое патриотическое чувство. Об этих высоких понятиях размышляли Георгий Стародубов и Константин Змитрович, учащиеся школы № 37 г. Ангарска.

 Желание путешествовать, фиксировать свои впечатления на холсте, в путевых заметках, в стихотворных образах предопределило судьбу Н.К. Рериха. «Николай Рерих — даритель картины жизни», так назвали свою работу учащиеся школы № 37 г. Ангарска – Кира Болотина, Денис Анкудинов, Артур Ермаков, в которой они рассказывают об интересных фактах жизни художника и мыслителя.

 Учащиеся 10 класса школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ  Баубекова Дарья и Уваров Игорь выстраивают видеоролик как диалог журналиста и художника. Ребята повествуют о магнетизме цветового решения театральных декораций  Н.К. Рериха.

 Номинация 7. «От сердца к сердцу...» Синхронное, коллективное исполнение произведения Н.К. Рериха несколькими участниками.
 «Развернулись блистательные крылья Победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений…». Очерк Н.К. Рериха «Крылья Победы» посвящен героической борьбе советского народа с фашистской Германией. Литературные строки проникнуты любовью к Родине. Автор убеждён, что героизм русского народа и  вера в победу придают народу духовную силу. Победа обретает крылья!
 В литературно-музыкальной композиции «Крылья Победы» приняли участие ребята из Ангарского лицея № 1 и школы № 37 г. Ангарска.

 Номинация 8. По страницам мудрости Востока была добавлена оргкомитетом в процессе проведения конкурса.
 «Мы живем невпопад, мы живем наугад,
В темноте, продвигаясь на ощупь,
Небо, дай же мне знак, хоть какой-нибудь знак,
Ни о чем не прошу тебя больше».
Ульяна Дырмовская


 Очень часто мы сомневаемся в принятии верного решения, не знаем какой вариант выбора лучше. Именно тогда на помощь приходят знаки. Они не начертаны на листе бумаги, они иные: капля дождя, трепещущая птица, нахлынувшая волна. Эти знаки особенные, они пробуждаю душу, ведут к познанию мира. Важное качество современного мыслящего человека - уметь видеть и принимать знаки. Такой проникновенной и вдумчивой является работа Ульяны Дырмовской, учащейся школы № 37 г. Ангарска. Ульяна прекрасно проиллюстрировала строки из Учения Живой Этики.

 К сожалению, нет возможности в рамках статьи рассказать о всех работах участников конкурса, заслуживающих внимания.

 Оргкомитет благодарит постоянных и новых участников конкурса за инициативность, творчество, артистизм! Выражаем благодарность всем педагогам, подготовившим победителей, призеров и участников конкурса.
 Дипломами приза оргкомитета награждаются:
 Ольга Ивановна Овчинникова, педагог школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска, подготовившая 16 победителей и призеров конкурса;
 Лариса Викторовна Максимова, преподаватель Иркутского регионального колледжа педагогического образования, подготовившая 8 победителей и призеров конкурса;
 Нина Николаевна Ильюшонок, преподаватель Иркутского регионального колледжа педагогического образования, подготовившая 9 призеров и участников конкурса;
 Тамара Александровна Ислентьева, педагог школы № 1 г. Тулуна, подготовившая 7 победителей и призеров конкурса;
 Гергенова Арюна Альбертовна, педагог школы Поселья Республики Бурятия, подготовившая 5 победителей и призеров конкурса.
 Благодаря вам, уважаемые коллеги, создается интересный видеоматериал, который можно использовать при проведении классных часов, занятий, встреч, литературных гостиных и т.д.
 Прекрасная мозаика творчества Николая Рериха представлена участниками Всероссийского конкурса «Читаем Николая Рериха». Его жемчужины мысли несут многовековую мудрость, дают прекрасную пищу для размышления. Творчество Николая Рериха является и будет являться вдохновением для многих сердец, так как с помощью него можно прикоснуться к вечности.

До новых встреч, друзья!

Новости фестиваля

Поиск