VIII Байкальские Педагогические Чтения «Идеи космической философии в педагогике и образовании»
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас принять участие в VIII Байкальских Педагогических Чтениях «Идеи космической философии в педагогике и образовании», которые будут проходить в Культурно-выставочном центре им. Н.К. Рериха на Байкале с 18 по 21 июля 2019 года.
Анализ многочисленных источников подтверждает, что человечество переживает период перехода на совершенно новый уровень развития, для которого характерен новый тип мышления. До недавнего времени мы ощущали себя жителями города, страны или планеты, а теперь в нас нарождается осознание того, что мы – жители Космоса, и всё, что происходит с нами, влияет на него подобно тому, как и космические события на нас. При этом мера нашей ответственности за свои поступки, слова и мысли значительно возрастает. Исчезает ощущение ограниченности в существовании и взаимодействии.
Человек потенциально подобен окружающему миру, в определённом смысле соразмерен ему. Внутри человека нет ничего, что не находило бы отражения вовне и наоборот. Идеи глубокой связи микрокосма (человека) и Макрокосма (Вселенной) с глубокой древности были известны и широко распространены в различных культурных традициях.
Сегодня становится особенно ясным и очевидным, что идеи космизма должны не только лежать в основе образовательной концепции, но и составлять сущность ее наполнения, содержания, дидактики.
Чтения проходит в рамках Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру». Фестиваль направлен на развитие межкультурного диалога и призван объединить усилия людей искусства и науки в утверждении мира на нашей планете через Культуру. Подробную информацию о фестивале смотрите на сайте mir-kultura.ru
Организаторами чтений являются: Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение», Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры.
Основные направления чтений:
1. О философии педагогического творчества.
Педагогическое творчество неразрывно связано с философией. Философские знания являются основой мировоззренческих взглядов и охватывают наиболее существенные, универсальные понятия философии: отношение человека к природе, к жизни, категории добра и зла, этику и общечеловеческие нормы морали, смысл жизни, понятия счастья и свободы, проблемы жизни и смерти, категории трагического и прекрасного.
2. Идеи космизма в современной школе.
Освоение свода знаний не является целью образовательного процесса, а служит средством осознания человеком своего положения в мире. Расширение границ осознаваемого мира непременно приводит к преодолению ошибок, допускаемых современным человеком в целеполагании. Познание законов жизни Космоса имеет, прежде всего, не образовательное, а воспитательное значение: способствует уходу от примитивной потребительской позиции, от ненужных тщеславных волнений, вырабатывает представление о достоинстве, самоуважении, упорство в отстаивании своих позиций и достижении целей.
3. Влияние сознания человека на окружающий мир.
Мир наших мыслей и чувств – это тот невидимый мир, который формирует наше будущее. Ни одна мысль, ни одно чувство не остается без ответа. Магнит человеческой души устремляет своё притяжение в пространство и навстречу ему идёт поток энергий, событий и людей, созвучных и подобных нашим собственным проявлениям. Своими поступками, своим трудом мы формируем себя, свою структуру сознания и магнит сознания притягивает к себе подобное.
4. Осознание целостной картины мира – основа развития сознания подрастающего поколения.
В.А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего - неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может. «Настоящий человек - это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него».
Целостную картину мира можно понимать как синтез наук на нравственной основе, их объединение во всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли - персонализм, жизнь личностная, духовная, бесконечная
5. Духовная суть слова и развитие нравственных качеств детей.
В.Г. Ниорадзе писала: «Под духовным аспектом Слова мы подразумеваем Красоту Слова, Выразительность Слова, Чувство, вкладываемое в Слово, Таинство Слова, присутствие Божественного в Слове». Великие писатели, поэты особенно глубоко чувствуют Слово, сердцем проникая в Его сокровенную суть, поэтому и создают неповторимые художественные образы. По И. Бунину, единственное достояние человека: Слово, Речь, «звучащие» в веках Письмена. Предназначение человека: беречь Слово – в меру своих сил и возможностей не порочить, не осквернять Его, особенно в дни злобы и страданья, когда человек теряет контроль над собой и начинает загрязнять пространство дурными мыслями и дурными словами.
6. Жизнь по закону космоса – закону красоты.
С самого рождения в каждом из нас заложено чувство Прекрасного. Более двух тысяч лет назад древнегреческий философ Платон написал: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».
7. Пути к воспитанию космического сознания человека.
Говоря о Космическом сознании, мы будем иметь в виду ощущение человеком в той или иной форме своей сопричастности Космосу и потребность в его познании. К.Н. Вентцель писал «Надо научить ребенка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос».
В рамках чтений состоится:
Заезд участников 18 июля;
Открытие чтений 19 июля;
Выступления 19 – 20 июля;
Круглый стол 21 июля.
Уведомляем Вас, что:
Регистрация участников чтений 18 июля;
Регистрационный взнос участника чтений 500 рублей
Расходы по проезду, проживанию и питанию за счет участвующей стороны.
Подача заявок на Байкальские педагогические чтения осуществляется на сайте mir-kultura.ru. Для участия в чтениях в качестве докладчика в заявке необходимо прикрепить тезисы статьи, либо статью и черно-белую фотографию автора. Разрешение фотографии (портрета) должно быть не менее 300 dpi, размер фотографии не менее 9 х 15 см. Количество мест ограничено.
К участию в Байкальских педагогических чтениях приглашаются деятели культуры, науки, образования, искусства, общественные деятели, аспиранты, студенты.
На чтениях намечаются следующие формы работы: доклады участников (10-15 минут), лаборатории (1-1,5 часа), мастер-классы (1-1,5 часа), тренинги, круглые столы.
По итогам Байкальских педагогических чтений планируется издание сборника материалов, входящего в РИНЦ.
Требования к оформлению статей
Объем статьи – от 3 до 10 страниц текста на листах формата А 4, через 1,15 интервал (Word, Times New Roman), 16 шрифт, поля со всех сторон 2 см, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, страницы не нумеруются. Автоматические переносы не ставятся.
В статье указывается название, Ф.И.О. автора, ученая степень, звание, должность, полное название учреждения. Статья должна содержать аннотацию - краткое, обобщенное описание статьи (5–7 предложений) и ключевые слова, которые должны отражать основное содержание статьи, термины, определяющие предметную область и включающие другие важные понятия, которые позволят облегчить и расширить возможности поиска статьи в сети Интернет (5–7 слов или словосочетаний).
Все рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями. Рисунки, фотографии, схемы размещаются только в хорошем качестве, в черно-белом цвете. Ссылки на литературу указываются номерами в квадратных скобках (например: [1, с. 108]). Список литературы приводится по алфавиту после текста и оформляется в соответствии с ГОСТ (2008 г). Стоимость печатной страницы – 150 руб. Пересылка сборника почтой – 150 руб.
Сборник материалов конференции будет размещен в РИНЦ.
Перед отправкой статьи рекомендуется осуществить проверку текста на уникальность на сайте «Текст.Ру» (https://text.ru)! Уникальность текста должна составлять не менее 40 %.
Оргкомитет оставляет за собой право редактирования текстов перед публикацией и отклонения от публикации докладов, не соответствующих тематике конференции.
Справки по телефону: 8-964-105-38-10 (Татьяна Викторовна), а также по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Оргкомитет
Рекомендуемая литература
1. Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. — 400 с. [Электронный ресурс] // http://lib.icr.su/node/958
2. Дети нового сознания: Научные исследования. Публицистика. Творчество детей: сб. – М.: Международный Центр Рерихов, 2016. – 592 с.
3. Длясин Г.Г. Азбука Гермеса Трисмегиста или Молекулярная тайнопись мышления [Электронный документ] // https://eknigi.org/nauchno_populjarnoe/88729-azbuka-germesa-trismegista-ili-molekulyarnaya.html
4. Духовный Свет в жизни учителя. Сборник философских статей // http://art-roerich.org.ua/?q=library/library.html
5. Лебеденко А.А. Педагогические основы школы будущего [Электронный документ] // Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. http://lib.icr.su/node/981
6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Электронный документ] // http://e-libra.su/read/109128-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom.html
7. Мосаро Эмото Великая тайна Вселенной. Вода. [Электронный документ] // http://detectivebooks.ru/author/40920617/
8. Ниорадзе В.Г. Духовный аспект слова в воспитании школьников [Электронный ресурс] http://lib.icr.su/node/1022
9. Новая Эпоха – Новый Человек: Материалы Международной научно-практической конференции. 2000. Москва, Международный Центр Рерихов, 2000. – 336 с. [Электронный документ] // http://lib.icr.su/node/2245
10. Рерих Е.И. О Красоте [Электронный документ] // http://www.found-helenaroerich.ru/heritage/about_beauty/
11. Рерих Е.И. Три ключа [Электронный документ] // http://culture-into-life.ru/elena_ivanovna_rerih_tri_klucha/
12. Рерих Н.К. Врата в будущее [Электронный документ] // http://www.icr.su/rus/family/nkr/about_culture/vrata.php
13. Рерих С.Н. По тропам восхождения // Стремиться к прекрасному. Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. – 120 с. [Электронный документ] // http://lib.icr.su/node/1930
14. Рудзитис Р.Я. Искусство творить взаимоотношения. http://ligis.ru/librari/2051.htm
15. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви [Электронный документ] // http://ecsocman.hse.ru/data/562/943/1216/16Sorokin.pdf
16. Стульгинскис С.В. Космические легенды Востока [Электронный документ] // http://www.klex.ru/10n
17. Чижевский А.Л. Теория космических эр (Беседы с Циолковским) https://tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/teoriya-kosmicheskih-er/
18. Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // http://cosmos-mentality.ru/books/PDF/LVSh_article.pdf
19. Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции [Электронный документ] // Дети Нового Сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007 // http://lib.icr.su/node/961
20. Л.В. Шапошникова. ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КРАСОТЫ [Электронный документ] // http://www.icr.su/rus/about/direction/director/ternist_put.php
21. Шапошникова Л.В. Этическая философия Космической эволюции [Электронный ресурс] // http://lib.icr.su/node/814
22. Школа имени Шри Ауробиндо в Бангалоре // http://purpose.com.ua/index.php?lang=ru&page=bangalore_school
23. Хуторской А.В. Школа русского космизма [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2012/100/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
24. Философские основы педагогики [Электронный ресурс] // https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00465542_0.html
25. Черноземова Е.Н. Идеи космизма в традиционной школе. Внутренние резервы образовательных программ [Электронный ресурс] // http://lib.icr.su/node/1016