«Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных,
именно к этим светлым прибежищам устремляется дух cмущенный».
Н.К. Рерих

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

XIII Межрегиональные Байкальские Педагогические чтения

Информационное письмо
Международный культурно-просветительский фестиваль «Мир через Культуру»
Всероссийский проект «Страну Культуры построим всем миром»
XIII Межрегиональные Байкальские Педагогические чтения
«Воспитание детей на героических примерах в истории человечества»

«Жизнь героя ведет человечество. Как исток восхождений, как мера прекрасного, как побудитель мужества — так звучит голос истинного героизма».
Н.К. Рерих
 «... Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации».
Е.И. Рерих

 Приглашаем принять участие в ХIII Межрегиональных Байкальских Педагогических чтениях «Воспитание детей на героических примерах в истории человечества», посвященных 120-летию со дня рождения выдающегося художника, ученого, культурного деятеля С.Н. Рериха, которые будут проходить с 18 по 21 июля 2024 года в Культурно-выставочном центре им. Н.К. Рериха на Байкале.

 Организатором чтений является: Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».

 Соорганизатор чтений: Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры.

 Значение героизма в нашей жизни трудно переоценить. Герои устанавливают образцы поведения и этические нормы, подают пример, являются воплощением идеальных качеств. Воспитание человека на героизме формирует настоящего человека. Отсутствие позитивных примеров и образцов поведения приводят к формированию других ценностных ориентаций и на место истинных героев приходят лжегерои. Они дезориентируют молодое поколение и мнимые ценности нередко принимаются за истинные, уходят понятия чести, совести, достоинства, материальные ценности преобладают над духовными, наступает деградация общества, гибель культуры и цивилизации.

 Общество не может обойтись без героев, которые определяют состояние духовного здоровья, воспитывают морально-нравственные качества. «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей» - писал Альберт Эйнштейн. Именно героям общество обязано формированию своих идеалов, которые определяют векторы эволюционного развития.

 Почитание героев существовало в истории человечества с самых древнейших времен. Из него появлялось множество направлений человеческой мысли, творчество в различных его проявлениях. Влияние героев на духовную суть народа возникало благодаря почитанию, удивлению перед подвигами героев, на подражании им, на обожествлении их. По мнению академика Л.В. Шапошниковой: «Народ, лишенный чувства почитания своих героев, теряет свою историю, не осознает собственного достоинства и, наконец, утрачивает свою культуру, для которой энергетика подвига является одной из основных опор».

 Именно герои слагали Культуру народа, показывали и проторяли путь эволюции для человечества. Это мифологические, эпические герои, религиозные, герои-поэты, герои-ученые, герои-защитники и т.д.
Л.В. Шапошникова поясняет, «что герой – это не только человек сильный и храбрый, герой – есть духовное явление прежде всего. Это сущность всегда связанная с Высшим, потому его явление космично и это понятие героизма не есть понятие нашего мира. Это понятие высоких миров других измерений, иного состояния материи. Герой поднимается над нами не только уровнем мужества и отваги, а именно уровнем духа своего. «Герой не отрывается от земли, действуя для духа». В этом небольшом замечании вся суть героя. С этой энергетикой связано нечто целое, нечто единое – это движущая сила целого общества».

 «Общество основано на почитании героев» - утверждает Томас Карлейль.

 Поэтому очень важно, чтобы молодое поколение имело перед собой примеры истинного героизма и знало не только героев современности, но и героев, давно ушедших, незаслуженно забытых, свет подвига которых, озаряет нам путь издалека.

 Устремление играет большую роль в жизни человека и от того к каким идеалам он устремится, кому будет подражать, зависит его будущее. «Главное — надо устремляться, — говорил С.Н. Рерих. — Устремление — это та энергия, которая необходима для всего в нашей жизни. Поэтому выберем себе те идеалы, к которым мы всегда будем стремиться и в которых сможем воспитать наших детей».

 Молодежь – наше будущее, на нее возложена задача строительства Нового Мира. Поэтому очень важно помочь сформировать у подрастающего поколения представление о светлом, прекрасном будущем. «Самое главное сейчас – это герои. Они многое могут свершить» - говорил С.Н. Рерих. Необходимо, чтобы молодежь знала своих героев и их важнейшую роль в эволюции человечества, чтобы почитание истинного героизма и мужества стало основой духовного мира молодых людей.

 Основные направления чтений:
1.    Мифологические герои
Герои начинались с мифов, они говорили о мироздании, о духовности, о космической искре духа, вошедшей в костную материю. Это Боги и полубоги, бессмертные герои, познающие рождение и смерть. Это Геракл, Зевс, Персей, Прометей, Одиссей и другие.

2.    Эпические герои, это герои, возникшие на заре национальной истории. Это те, кто повествовал не о творении мира,  а об обустройстве древнейших государственных образований. Каждый народ имел своего эпического героя, от которого черпал силы: Кецалькоатль (Америка), Один (Скандинавия), русские богатыри Илья Муромец, Микула Силянинович, Анастасия Микулична и другие.

3.    Герои-пророки
В истории человечества всегда были Великие Учителя, которые самоотверженно служили Миру, отдавая свои силы на благо мира. Они приносили людям знания, создавали религиозные Учения: Будда, Христос, Мухаммед, Зороастр и т.д.

4.    Герои-поэты
Их деятельность носит творческий характер, это святые, подвижники, ученые, поэты: Сергий Радонежский, Жа́нна д’Арк, Джордано Бруно, Е.П. Блаватская, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернандский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, В.И. Ленин, Л.Т. Живкова, Л.В. Шапошникова. Героев венчает терновый венец, а не призрачная корона.

5.    Герои нашего времени
Понятие героя не является чем-то абстрактным, не приложимым на практике. Живая Этика говорит: «Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно, и тем, действуя во имя Общего Блага, приближает течение космической эволюции».
Герой – это защитник Отечества и Культуры. «Битва за Культуру, за сохранение национального наследия и духовных ценностей – вот та сфера, где совершаются современные подвиги и выявляются герои наших дней» - пишет Н.К. Рерих.
Герои нашего времени – это те, кто имеют связь с Высшим и работают на Общее Благо: герои Сирии, Афганистана, СВО и другие.

 В рамках чтений состоится:

Заезд участников и регистрация участников чтений 18 июля;
Открытие чтений 18 июля;
Выступления 19 - 20 июля;
Круглый стол 21 июля.

 Вас ждёт прекрасный отдых на Байкале, замечательное общение, полезная информация, приятные вечера у камина.
 К участию в Байкальских педагогических чтениях приглашаются деятели культуры, науки, образования, искусства, общественные деятели, аспиранты, студенты и все желающие. Количество мест ограничено.
 Подача заявок на Байкальские педагогические чтения осуществляется на сайте mir-kultura.ru. до 10 июня 2024 г. Для участия в чтениях в качестве докладчика в заявке необходимо прикрепить статью. В статье допускается не более 2-х авторов.
 По итогам Байкальских педагогических чтений планируется издание сборника материалов.
 Подробная информация о Международном культурно-просветительском фестивале «Мир через Культуру» на сайте mir-kultura.ru

Требования к оформлению статей

 Объем статьи – от 4 до 10 страниц текста на листах формата А 4, через 1,15 интервал (Word, Times New Roman), 16 шрифт, поля со всех сторон 2 см, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, страницы не нумеруются. Автоматические переносы не ставятся.
 В статье указывается название, Ф.И.О. автора, ученая степень, звание, должность, полное название учреждения. Все рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями. Рисунки, фотографии, схемы размещаются только в хорошем качестве, в черно-белом цвете. Ссылки на литературу указываются номерами в квадратных скобках (например: [1, с. 108]). Список литературы приводится по мере упоминания источников и оформляется в соответствии с ГОСТ. Стоимость печатной страницы – 250 руб. Пересылка сборника почтой – 350 руб.
 Справки по телефону: 8-964-105-38-10 (Татьяна Викторовна), а также по эл. почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Рекомендуемая литература

1.    Рерих Н.К. Душа народов. Москва, Международный Центр Рерихов, 1995 — 104 с. // Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. - URL: https://lib.icr.su/node/677 (дата обращения 29.04.2024).
2.    Н.К. Рерих о Родине, подвиге и героизме // День Культуры: сайт. - https://culturaspb.ru/n-k-rerikh-o-rodine-podvige-i-geroizme?ysclid=lvlz45q0gx349961165 (дата обращения 29.04.2024).
3.    Рерих Н.К. Светочи. – Режим доступа: https://public.wikireading.ru/22885 (дата обращения 08.04.2023).
4.    Н.К. Рерих О Великой Отечественной войне. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. – 48 с. // Рериховская библиотека: сайт. – URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-o-velikoj-otechestvennoj-vojne (дата обращения 29.04.2024).
5.    Держава Рериха: [Сб. ст.]. [Электронный ресурс]. — М.: Международный Центр Рерихов, 2004 // Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. – URL: http://lib.icr.su/node/760 (дата обращения: 04.04.2023).
6.    Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. Москва: Международный Центр Рерихов, 1993 // Электронная библиотека Международного Центра Рерихов: сайт. – URL: http://lib.icr.su/node/1910 (дата обращения 08.04.2023).
7.    Е.И. Рерих о подвиге (выдержки из писем) // Великие соотечественники: сайт. - URL: https://roerichs-family.ru/o-podvige (дата обращения 29.04.2024).
8.    Е.И. Рерих: «Прославляйте героизм и подвиг» // «Держава Рерихов» Международный фестиваль детско-юношеского творчества // Международный Центр Рерихов: сайт. – URL: https://icr.su/rus/work/festival-2024/poyasneniya-po-temam/heroism.php?ysclid=lvlxndhnvy903473261 (дата обращения 29.04.2024).
9.    Шапошникова Л.В. Неугасимый свет тернового венца // Н.К. Рерих. Душа народов Москва, Международный Центр Рерихов, 1995 — 104 с. // Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. - URL: https://lib.icr.su/node/678 (дата обращения 29.04.2024).
10.    Шапошникова Л.В. Культурные герои – кто они? // Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. – 640 с., 205 илл. – Рериховская библиотека: сайт. – URL: https://roerich-lib.ru/svet-i-ternii-kosmicheskogo-puti-planety-zemlya/6811-kulturnye-geroi-kto-oni (дата обращения 21.04.2024).
11.    Шапошникова Л.В. «Новый человек» // Град Светлый. – М.: Международный Центр Рерихов, 1998, 192 с., илл. // Рериховская библиотека: сайт. – URL: https://roerich-lib.ru/shaposhnikova-grad-svetlyj/4109-7-novyj-chelovek (дата обращения 21.04.2024).
12.    Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Рериховская библиотека: сайт. – URL: https://roerich-lib.ru/.../4515-shaposhnikova-l-v?ysclid=lvkhv34x4v685455664 (дата обращения 29.04.2024).
13.    Шапошникова Л.В. XX век. У порога Нового Мира. – URL: https://yro.narod.ru/mcr/d_lvch.htm (дата обращения 29.04.2024).
14.    Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Международный Центр Рерихов: сайт. – URL: https://icr.su/rus/conferencies/2010/Shaposhnikova.php?ysclid=lvlzs4uwey463891530 (дата обращения: 30.04.2024).
15.    Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. – 192 с., илл. // Рериховская библиотека: сайт. – URL: https://roerich-lib.ru/uchenyj-myslitel-khudozhnik (дата обращения 30.04.2024).
16.    Соколова Б.Ю. «Мы нуждаемся в проявлении истинного героического начала». Осмысление героизма в работах Л.В. Шапошниковой // Международный Центр Рерихов. – URL: https://clck.ru/3AMrsw (дата обращения 29.04.2024).
17.    Соколова Б.Ю. Концепция героизма в философии Живой Этики и её актуальность // Сердце Азии: сайт. – URL: https://roerich.kz/publication/koncepciya-geroizma-v-zhivoj-etike.htm?ysclid=lvlygdx4g5146450807 (дата обращения 29.04.2024).
18.    Соколова Б.Ю. Эволюционный смысл героизма в Живой Этике // Культура и время: общественно-научный и художественный журнал: сайт. – URL: https://culturetime.ru/grani-kosmicheskogo-mirovozzreniya/evoljucionnyj-smysl-geroizma-v-zhivoj-etike/ (дата обращения 29.04.2024).
19.    Соколова Б.Ю. Искусство, озаренное подвигом // Культура и время: общественно-научный и художественный журнал: сайт. – URL: https://culturetime.ru/podvig-i-podvizhniki/iskusstvo-ozarennoe-podvigom/ (дата обращения 29.04.2024).

Новости фестиваля