День Культуры в Иркутской области 2017
«В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре.
Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества».
Николай Бердяев
Идея сохранения и защиты Культуры является очень актуальной в современном мире.
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде блестяще образованных, всесторонне одарённых деятелей русской и мировой культуры и искусства XX века. Одним из важнейших его вкладов в культурное развитие человечества была деятельность по внесению в жизнь «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».
Главной идеей этого документа, который был подписан 15 апреля в 1935 году 21 государством, является обязательство участников договора об охране культурных ценностей в мирное время и в годы войны, что было принято за основу при разработке Гаагской конвенции 1954 года. В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Н.К. Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» - белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга - прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности, которые формируют треугольник с верхушкой, направленной вверх, как символ эволюции.
По инициативе Иркутского регионального отделения Международной Лиги Защиты Культуры и Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение» в Иркутской области несколько лет проводится региональный фестиваль «День Культуры под Знаменем Мира». В некоторых образовательных учреждениях День Культуры стал ежегодным праздником. В этом году в ряде школ Иркутской области, детских садов, а также в библиотеках был проведен комплекс мероприятий, посвященный Дню Культуры, ее значению и сохранению.
В Свердловской области Колчеданская детская школа искусств в сотрудничестве с сельской библиотекой им. И.Я. Стяжкина присоединились к празднованию этой замечательной даты и провела комплекс мероприятий: «Культура Урала под Знаменем Мира».
1. В рамках первого мероприятия «Орнамент – язык народа», ученики 2 класса Колчеданской детской школы искусств, изучали особенности орнаментов коренных народов Урала. Знакомились с разнообразием форм, с цветом и старались понять смысл тех или иных орнаментов, разгадать информацию, заложенную в них. После рассуждали на тему: «Что бы мы хотели сказать следующему поколению». И наконец, самое интересное, создали своеобразный «шифр в символах», пользуясь полученными знаниями об орнаментах.
![]() |
![]() |
«Орнамент – язык народа», ученики 2 класса Колчеданской детской школы искусств |
2. Народы Урала имеют очень древнее происхождение. Их культура интересна и самобытна. Больше всего о мировоззрении коренных народов говорят легенды и предания. Поэтому медиа - беседа для учеников 7кл ДШИ «Легенды народов Урала: башкиры и коми – пермяки», особенно актуальна в рамках комплекса мероприятий: «Культура Урала под Знаменем Мира».
![]() |
![]() |
Беседа для учеников 7кл ДШИ «Легенды народов Урала: башкиры и коми – пермяки» |
3. Сотрудники Колчеданской библиотеки подготовили и презентовали замечательную книжную выставку: «Николай Рерих: пути благословения». Кроме того провели с детьми познавательную беседу «Мир через культуру» и представили к просмотру фильм «Пакт Рериха».
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
4. Современные художники с большим интересом изучают эпос. Легенды образно и необычно рассказывают все: откуда возникла Земля, как появился Урал, объясняют природные явления. Так для древних башкир природа была одухотворенной, одушевленной. Этот особый взгляд на окружающий мир удается отобразить в своем творчестве талантливым людям. Об этом речь в медиа–беседе для учеников 1 классов ДШИ «Легенды народов Урала в творчестве современных художников».
![]() |
![]() |
Медиа–беседа для учеников 1 классов ДШИ «Легенды народов Урала в творчестве современных художников» |
5. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе. Рассмотрев особенности башкирских орнаментов, ученики 1 а – 1 б класса ДШИ под руководством преподавателя Елфимовой И.В. создали коллективную работу - панно «Мотивы башкирских орнаментов».
![]() |
![]() |
![]() |
"Стремление человека к творчеству улучшает и украшает жизнь. Знакомство подрастающего поколения с культурными достижениями действительно необходимо. Мы рады внести свой вклад в празднование Дня культуры под Знаменем Мира".
Организатором Дня Культуры в Слюдянском районе несколько лет является заведующая библиотекой школы № 50 г. Слюдянка - Наталья Владимировна Золотова, при непосредственной поддержке директора школы Н.И. Крысенок.
15.04.17 во всех классах школы прошел единый классный час «День Культуры под Знаменем Мира». С 5-го класса это мероприятие готовили сами учащиеся под руководством классных руководителей и специалистов школы (библиотекарей, организаторов, социального работника, музыкального работника, руководителя школьного музея)
![]() |
После четвертого урока на пришкольной территории был организован общешкольный митинг. Митинг начался с выноса знамен: Знамени Мира и Знамени общеобразовательной школы № 50. Затем последовала торжественная линейка и флешмоб. Флешмоб организовали выпускники школы, так как они участвуют в организации Дня Культуры под знаменем Мира третий год подряд.
В 8-11 классах тематические классные часы проводили представители Центральной районной библиотеки (во всех школах города).
В школах № 1, 4 г. Слюдянки состоялись уроки и классные часы, посвященные дню Культуры и Знамени Мира.
Детские сады № 1, 5, 6, 213 г. Слюдянки приняли активное участие в праздновании дня Культуры. Детям в доступной форме было рассказано о Красоте, о Культуре, о Знамени Мира. Ребята своими руками сделали флажки Знамени Мира из различных материалов и смогли ими порадовать окружающих.
Знамя Мира объявляет объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства.
Дом детского творчества г. Слюдянки поддерживает традиции единения людей – творческих личностей и организаций. 15 апреля творческие объединения дома детского творчества провели акцию празднования Дня Культуры.
Объединение «Художественное творчество», руководитель Москвина Е.С. учащиеся «Школы раннего развития» нарисовали Знамя Мира.
![]() |
![]() |
![]() |
Объединение «Художественное творчество», руководитель Москвина Е.С. учащиеся «Школы раннего развития» нарисовали Знамя Мира. |
Объединение «Умелые руки», руководитель Попова А.С. выполнили Знамя Мира в технике «Вышивка лентами»:
![]() |
Объединение «Кулинария», руководитель Скрябина Г.В. приготовили салат «Знамя Мира»:
![]() |
В Рудногорской школе Нижнеилимского района в начальных классах Максимова Раиса Ефимовна провела классный час: «Знамя Мира и символика триединства в живописи Н.К. Рериха».
![]() |
В Семигорской школе педагог Л.В. Кухарчук провела внеклассное мероприятие «День Культуры», С.А. Кудрявцева «Школьный музей – времен связующая нить». Под руководством учителя рисования Сидоркиной Натальи Владимировны в Семигорской школе была проведена выставка «День Культуры под Знаменем Мира».
![]() |
![]() |
Под руководством учителя рисования Сидоркиной Натальи Владимировны в Семигорской школе была проведена выставка «День Культуры под Знаменем Мира» |
В Канском политехническом колледже преподаватель Н.Н. Кабушева провела занятие, посвященное дню Культуры.
В детской художественной школе г. Саянска с учащимися разных групп были проведены беседы о Знамени Мира и Пакте Рериха, преподаватель – С.П. Демещик.
В Доме Культуры им. Горького в Иркутске состоялось выступление члена Союза художников России Д.В. Дорохина для всех желающих на темы: «Берегите старину! Пакт о защите культурных ценностей», «О красоте и искусстве».
В Культурно-выставочном центре на Байкале в п. Старая Ангасолка Слюдянского района продолжает работу выставка, посвященная Пакту Рериха и Знамени Мира. Выставка предоставлена Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов.
Отрадно осознавать, что в образовательных и просветительских учреждениях Иркутской области и за ее пределами День Культуры был отмечен праздничными мероприятиями. Николай Рерих писал: «Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Для этого будем не только всемерно охранять наши культурные наследия, в которых выразились высшие достижения человечества, но и сердечно – жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать дух человеческий».
Член оргкомитета, кандидат пед. наук Т.В. Нарулина